МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Ответ на ДЗ-371 от 04.10.2023г. Министерства юстиции РК о несовершенстве механизмов защиты прав граждан и волокиту, препятствующую обращению в административный суд.

В соответствии со статьей 19 Конституционного закона                                           «О Правительстве Республики Казахстан» Премьер-Министр Республики представляет Правительство или поручает представительство Правительства в отношениях с Президентом Республики, Парламентом, Конституционным Судом, Верховным Судом, Генеральной прокуратурой и другими государственными органами.

В этой связи, учитывая направленный адресат, позиция Министерства юстиции на депутатский запрос не является позицией Правительства РК.

Вместе с тем, в пределах своей компетенции рассмотрев депутатский запрос, сообщаем следующее.

Конституцией Республики Казахстан закреплено, что каждый имеет право на судебную защиту своих прав и свобод. Указанная конституционная норма является основной гарантией для человека на судебную защиту своих законных интересов.

Важно отметить, что данное право согласно пункту 3 статьи                                     39 Конституции РК не подлежит ограничению ни в каких случаях, соответственно, право граждан на судебную защиту является абсолютным и неотчуждаемым правом.

Между тем, применение альтернативных видов разрешения споров не ограничивает права граждан на судебную защиту своих интересов, а скорее расширяет их возможности, поскольку Конституция закрепляет за ними право защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами (пункт 1 статьи 13 Конституции).

В целом, на протяжении последних десятилетий Главой государства не раз отмечалась необходимость расширения потенциала применения альтернативных способов разрешения споров.

Так, о важности применения примирительных процедур отражено в Указе Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года                                    «Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан на 2010-2020 годы», в котором в качестве одной из мер устанавливалось закрепление разнообразных путей и способов достижения компромисса между сторонами частно-правовых конфликтов (медиация, посредничество и другие) как в судебном, так и во внесудебном порядке, в том числе, обязательности обсуждения возможности использования мер примирительных процедур при подготовке дела к судебному разбирательству, а также развитие внесудебных форм защиты гражданских прав.

Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года утверждена Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года (далее – КПП), в которой были определены приоритетные направления развития национального права, правоохранительной и судебной системы, правового образования и правовой пропаганды.

В КПП также особое внимание обращается на значимость развития альтернативных способов урегулирования споров и отмечается, что данный институт является важным вектором развития правовой системы Казахстана, поскольку способствует снижению уровня конфликтности в обществе и повышает качество отправления правосудия путем снижения нагрузки на суды.

В этой связи, ввиду безусловной пользы от применения альтернативных видов урегулирования споров, а также с учетом мировых тенденций, направленных на развитие и широкое применение данного института, исключение примирительных процедур из правового поля, полагаем, будет не согласовываться с проводимой государством правовой политикой.

В свою очередь, отмечаем, что государственным органом, осуществляющим руководство в сфере медиации, является Министерство культуры и информации РК (Постановление Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2023 года № 866).   При этом вопросы, касающиеся обеспечения судов штатом работников, внедрения образовательных программ для обучения персонала судов, создания новых окружных судов кассационной инстанции, увеличения количества судей и повышения их зарплат,  а также продолжение политики укрупнения судов общей юрисдикции в городах республиканского значения относятся к компетенции Верховного Суда.

В части введения сплошной кассации следует отметить, что вопросы, направленные на исключение стадии предварительного рассмотрения кассационных ходатайств по гражданским и уголовным делам прорабатываются в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам реформирования судебной системы и совершенствования процессуального законодательства», инициированного депутатами Парламента РК.

Таким образом, действующие правозащитные механизмы, в том числе институты внесудебного урегулирования споров постоянно совершенствуются в условиях динамичного развития гражданского общества и экономических правоотношений.