МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос ДЗ-479 от 13.12.2023г. на имя Премьер-Министра РК Смаилова А.А. по вопросам государственно-частного партнерства

Оглашен: 13.12.2023г.                                                          Премьер-Министру Республики Казахстан Смаилову А.А.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

В послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Кемелевич Токаев поручил перейти на новую модель государственно-частного партнёрства (далее – ГЧП). «Сегодня многие проекты ГЧП стали «кормушкой» для недобросовестных предпринимателей и чиновников. Контракты в этой сфере должны быть прозрачными и заключаться на конкурсной основе. Для повышения эффективности данного механизма нужно принять соответствующий закон.» - отметил Президент.

Фракция Народной партии Казахстана 7 декабря провела круглый стол с участием центральных государственных органов, экспертов, Акиматов и частных инвесторов по теме ГЧП. В ходе обсуждения выяснилось, что за 2023 год стремительно упало количество проектов ГЧП и объем инвестиций по ГЧП контрактам и деньги в инфраструктуру почти не привлекаются, по причине боязни чиновников привлечения к ответственности из-за прошедших проверок контролирующих органов. Кроме того, вскрылись серьёзные недоработки Правительства по обучению госслужащих расчётам эффективности применения ГЧП. По обращениям местных и иностранных инвесторов наблюдаются случаи отказа или пересмотра в одностороннем порядке условий ГЧП со стороны государственных органов. Такая бессистемная работа влечёт за собой снижения инвестиционной привлекательности Казахстана в целом.

В настоящее время сложилась ситуация, что среднее время разработки и согласования проектов ГЧП составляет полтора-два года, поэтому инвестиции стало проще осуществлять через прямые расходы бюджета. Хотя во всём мире инфраструктурные проекты в основном осуществляются через ГЧП, так как позволяют передать риски инвестиционной стадии на частного партнёра и защищают государство от удорожания в процессе строительства.

          К примеру, в автодорожной отрасли ежегодно осуществляется около 10 тысяч государственных закупок. При этом, Азиатский Банк Развития с 2018 года предлагает перейти на долгосрочные контракты ГЧП эффективного (бездефектного) содержания дорог – контракты, нацеленные на результат. Такие контракты позволят решить вопросы с качеством дорог, с дефицитом битума в строительный сезон, со снижением стоимости затрат на ремонт и содержание дорог. Складывается впечатление что отказ от государственных закупок на 600 млрд. тенге ежегодно кому-то очень невыгоден.

          Примерно также обстоят дела с национальным проектом «Комфортная школа» на 2,3 трлн. тенге, где из 3 предусмотренных механизмов выбрано только строительство школ «под ключ», а другие механизмы, например, ГЧП не используются. Не предусмотрена реновация устаревших школ по механизму ГЧП с частичным софинансированием из РБ/МБ, из которых более половины построены в советское время и 57 находятся в аварийном состоянии.

          Кроме того, для строительства доступного и качественного жилья на 5 съезде Национального совета общественного доверия в 2021 году Президентом было поручено перейти на оффтейк контракты. За два года данное поручение не было выполнено. Хотя в рамках механизма ГЧП через оффтейк контрактах можно было бы объединить всю государственную помощь для строительства социального жилья и законное предоставление подготовленных земельных участков. На основе международного опыта необходимо поощрять строительство доступного жилья по себестоимости некоммерческими жилищными кооперативами с участием самих очередников.

В целом, назрела необходимость в разработке нескольких программных ГЧП: по ремонту автомобильных дорог, по строительству школ и общежитий, социального жилья и другой инфраструктуре. Необходимые средства для этих программных ГЧП уже имеются в РБ – нужно перераспределение.

В традиционных сферах применения ГЧП, таких как ТБО, транспорт и объекты жизнедеятельности (КОС, ТЭЦ, сети и т.д.) отраслевые госорганы не используют ГЧП, что сказывается на отсутствии инвесторов. Именно в этих секторах уже имеется законодательная база, порядок формирования тарифов и цен, да и все признаки указывают на безальтернативность ГЧП, но барьеры и нежелание чиновников приводят к отсутствию проектов ГЧП.

С учётом вышеизложенного, просим Вас, Алихан Асханович, провести совещание по развитию ГЧП и принять в работу приложенные рекомендации круглого стола. Ответ просим дать письменно в установленные законодательством сроки.

Приложение: на 6 листах.

С уважением,

депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»                                          М. Магеррамов

К. Сейтжан

И. Смирнова

И. Сункар

Г. Танашева

депутат фракции «AMANAT»                                              У. Шапак