Нурумова
Гульдара
Алданышевна

Член Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос

    Сегодня на пленарном заседании Мажилиса были принят в работу ряд законопроектов, а также во втором чтении приняты проекты Законов РК, среди них – по вопросам государственной молодежной политики. После обсуждения депутаты огласили депутатские запросы. Свой запрос депутат Нурумова Г.А. адресовала Заместителю Премьер-Министра РК Скляру Р.В. Он касается проблемы снижения требований к качеству подготовки водителей, минусов самостоятельной подготовки, огромного количества (747!) нелицензируемых на сегодняшний день учебных центров, работающих без необходимой материально-технической базы, неоправданных реформ процедур сдачи экзаменов и как следствие - ежегодный рост показателей аварийности. По статистике, 95% всех ДТП совершаются по вине водителей. Правительству рекомендовано: исключить возможность онлайн и самоподготовки, усилить требования к процессу сдачи экзаменов; пересмотреть порядок приёма экзаменов в спеццонах, с учётом возможности  сдачи экзаменов во всех районных центрах; пересмотреть госстандарты и правила подготовки  водителей; предусмотреть контроль и ответственность автошкол; вернуть прежние тесты, отменив внедренные два месяца назад; контроль за приемом экзаменов оставить за уполномоченным органом и профессиональными объединениями. Текст запроса приводится ниже.


Заместителю Премьер-Министра

       Республики Казахстан

  Скляру Р.В.

          ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Роман Васильевич!

    Ежегодно у нас в стране совершается свыше 13 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнет более 2 тысяч человек и свыше 18 тысяч получают ранения. Дорожно-транспортный травматизм является основной причиной смертности среди детей в возрастной группе от 5 до 14 лет. Тревожной тенденцией является ежегодный рост показателей аварийности. Уже в текущем году количество ДТП выросло на 9%, в них погибло на 21% больше наших граждан. 95% всех ДТП совершаются по вине водителей в основном из-за превышения скоростного режима, нарушения правил маневрирования, выезда на полосу встречного движения. С начала года полицией пресечено свыше 4,5 млн. нарушений. Это говорит о низкой компетентности тех, кто управляет автотранспортом. Нужно признать, что во многом такому положению дел способствовало поэтапное снижение требований к качеству подготовки водителей.

    С 2016 года в Казахстане реализована возможность допуска к экзаменам после самостоятельной подготовки. С 2018 года для открытия учебных центров не требуется получения лицензий и разрешений. Сейчас обучение осуществляют 747 учебных центров. Все эти факты привели к тому, что учебный процесс подготовки водителей начал проходить формально. Выросло количество школ без материально - технической базы, которые просто печатали сертификаты.

    Низкое качество подготовки могли бы выявить на этапе контроля знаний. Но наряду с ослаблением подготовки, реформы коснулись и процедуры сдачи экзаменов.  Функции регистрационно-экзаменационных подразделений по проведению теоретических и практических экзаменов в 2019 году были переданы Госкорпорации «Правительство для граждан». Последствием этого решения стала низкая доступность автоматизированных автодромов при спеццонах, которых в стране всего 17 и находятся они только в областных центрах.

    Для сдачи экзаменов граждане с районов вынуждены преодолевать по сотни километров туда и обратно, что создает неудобства, пустую трату времени и средств, волокиту, учитывая еще и частые выходы из строя оборудования автодромов. Все эти факторы плюс большая очередность являются причинами поиска незаконных путей получения водительских прав и росту коррупционных правонарушений. Такими реформами важнейшее направление подготовки водителей было просто разрушено «под ключ». И еще. Автодромы требуют постоянного вливания денежных средств: на закуп автомобилей, датчиков, GPS, ремонт и содержание. В целях экономии бюджетных средств необходимо вернуть обучение на учебных автомобилях с дополнительной педалью.

Учитывая все вышеизложенное, считаем необходимым:

1. Исключить для впервые получающих права водителей возможность онлайн и самоподготовки и усилить требования к процессу сдачи экзаменов.

2. Пересмотреть порядок приёма экзаменов в спеццонах, с учётом предоставления возможности для сдачи экзаменов во всех районных центрах.

3. Провести ревизию государственных стандартов и правил подготовки  водителей.

4. Предусмотреть контроль и ответственность автошкол с привлечением к его осуществлению саморегулируемых организаций и профессиональных объединений.

5. Вернуть прежние тесты, отменив сложные, неопробированные, неотработанные тесты, внедренные два месяца назад.

6. Контроль за приемом экзаменов оставить за уполномоченным органом и профессиональными объединениями.

Ответ просим предоставить в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Парламенте и статусе его депутатов».


С уважением,

члены фракции партии «AMANAT»                           Г.Нурумова

                                                                                         Е.Смышляева

                                                                                        Ж.Тельпекбаева

                                                                                        З.Камасова

                                                                                        Ф. Каратаев