Нурумова
Гульдара
Алданышевна

Член Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос по первичной медико-санитарной помощи

В предвыборной программе партии «Amanat» большое внимание уделяется повышению качества медицинских услуг.

Не раз в стратегических документах по развитию отечественного здравоохранения, подчеркивалась ключевая роль первичного здравоохранения.

По сути, систему оказания медицинских услуг можно представить в виде пирамиды, в основании которой ПМСП – семейная медицина. Выше последовательно располагаются консультативно-диагностическая помощь (узкие специалисты, инструментальная и лабораторная диагностика), стационарозамещающие технологии, круглосуточный стационар, на вершине – высокотехнологичные медуслуги и медицина будущего. Точка входа в систему здравоохранения – ПМСП, на каждом следующем уровне количество пациентов сокращается в разы, но медицинские услуги дороже примерно в 10 раз.

В 2018 году Министром здравоохранения РК был подписан приказ «Об утверждении концепции развития ПМСП в Казахстане на 2018-2022 годы».

Однако многие мероприятия Концепции, как и некоторые задачи предыдущих государственных программ развития здравоохранения такие, как «Саламатты Казақстан», «Денсаулық», так и остались на бумаге. Декларированная приоритетность ПМСП не имеет реальной финансовой поддержки. Планируемого достижения доли финансирования на ПМСП до 60% не произошло.

В 2013 году в реальном выражении мы расходовали в системе здравоохранения 492 доллара в год на человека, сейчас – 280 долларов – примерно столько же, сколько в странах Африки. При этом мы обещаем гражданам непомерные объемы гарантированной помощи, требуем от врачей европейского качества, и это все в условиях жесточайшего регулирования со стороны госорганов.

Мы чуть ли не единственная система, которая пытается дать все и всем, и при этом бесплатно. Фактические расходы на первичную медико-санитарную помощь (ПМСП) - основу основ в медицине - сократились и снизилась с 28% в 2019 году до 21% к 2023 году от общего бюджета, который выделяется на отрасль. Надо отметить, что 10 лет назад не было медстрахования и обязательств, которые сейчас взяла на себя система.

ПМСП – это не вся амбулаторная помощь, это – команда семейных врачей, без КДУ и амбулаторно-лекарственного обеспечения.

Сегодня мы имеем сложную раздробленную на лоты систему финансирования медицинских услуг, по каждому лоту устанавливаются пределы, вписаться в которые уже не предоставляется возможным.

Организации ПМСП несут значительные финансовые потери, Минздрав разрабатывает все новые финансовые ограничения, а Фонд снимает с оплаты большую часть фактически оказанных медицинских услуг, что вызывает социальное напряжение и возмущение медицинского сообщества.

Конечно, все зависит от возможностей госбюджета, деньги нужны не только на медицину. В таком случае нужно расставлять приоритеты, рационально распределять средства, которые есть. И в первую очередь поддерживать именно систему ПМСП, ведь пациент изначально приходит в поликлинику.

Решить насущные проблемы, а после этого вливать огромные бюджеты в строительство новых медицинских объектов и покупку высокотехнологичного оборудования.

Интересы сосредоточены в сфере высоких технологий. На ПМСП, консультативно-диагностические и стационарозамещающие услуги, круглосуточные стационары (это около 85 процентов объема медицинской помощи в Казахстане) фонд медстрахования в общей сложности тратит порядка 1,6 триллиона тенге. Общий бюджет здравоохранения около
2,7 триллиона тенге.

На неоднократные запросы по расходам на 1 триллион тенге ответов нет.  Чтобы в этих вопросах было сложно разобраться даже специалистам, выстроена сложная система договоров, разделение на виды и подвиды помощи, придуманы различные целевые трансферты и прочее.

Профессиональные Ассоциации предлагают различные механизмы по развитию и финансированию ПМСП, внедрению частичного фондодержания, глобального бюджета. Но, к сожалению, они остались не услышанными. Стремление Фонда сократить расходы на здравоохранение любым способом в первую очередь ударили по сектору ПМСП.

Бюджет на мотивацию специалистов ПМСП (СКПН) остался на уровне 10-летней давности (100 тенге), который уже никого не мотивирует и сейчас нет заинтересованности в результате.

На основании вышеизложенного необходимо рассмотреть возможность:

Прошу Вас ответить по вышеуказанным вопросам в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Парламенте и статусе его депутатов».