СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Выступление депутата Смирновой И.В. на правительственном часе Мажилиса Парламента РК.

«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа». Джон Локк английский педагог, ученый. Его слова актуальны и сегодня.

         Что представляет собой воспитание учащихся сегодня?

         Влияние на детей, воспитания, по лекалам прошлого: классные часы с сообщениями на различные темы, нравоучения, сборы и линейки – сегодня не работают.

         Причин несколько.

         Школа - это уже не та единая организация, для всей страны, что была ранее в социалистическое время. Ныне это несколько типов школ со своей идеологией и политикой: школы для одаренных детей, общеобразовательной школы, государственные и частные школы, школы с участием иностранного учредителя или инвестора, даже дистанционные школы. Надеяться, что в них будут говорить об одном и том же не приходится. То есть процесс воспитания претерпевает серьезную трансформацию.

         Учитель, классный руководитель не может, как раньше провести беседу с ребенком  по тем или иным вопросам воспитания. Только в присутствии родителей или лиц их заменяющих, школьного полицейского и т.д. 

         Зачастую родители не позволяют ребенку оставаться в школе на мероприятия, так как другие занятия - у репетитора – в приоритете.

         Что же осталось?

         1. Воспитание личным примером. Академическая честность, человечность, соблюдение нравственных норм, свобод всех участников образовательного процесса, уважение друг к другу. Статус учителя, учитель для Казахстана.

         2. Для получения жизненного опыта, навыков общения в команде, адаптации в общество – истинное самоуправление школьников, когда ребята принимают активное участие в том, чтобы определить, какой станет школа, какое будет у нее направление развития, дополнительное образование,  школьный досуг и многое другое. Вместе с тем, заработная плата классного руководителя остаются крайне низкой. После повышения – только 6000 тенге.

         3. Волонтерство. Когда каждый знает, что необходимо помочь тому, кому труднее.

         К волонтерству тоже нужно приучать, показать, как это делать.

         И каждый должен знать, а МОН поддерживает что, без участия в общественной жизни не будет дальше ни карьеры, ни работы в государственных органах. Цениться должен не только балл в аттестате и ЕНТ, а гражданская ответственность и активность.

         4. Воспитательный процесс невозможен без высококлассного психолога, вожатого, социального педагога. Им тоже нужна системная поддержка в виде повышения заработной платы и роста квалификации.

         5. Обратить внимание на возможности культуры: театров, музеев, библиотек, кино и т.д. Нужно сделать так, чтобы       каждый ученик смог посетить театры, музеи, библиотеки страны. Для детей они должны стать

         Прикоснуться к великому и втянуться, если повезет.

         Необходимо внедрить проект  «Театр - детям, дети – театру». Который позволит не только приобщить детей к прекрасному, но и вдохнет жизнь в театры, музеи. Если это произойдет, случится то, что называется синергией. Когда 1+1не 2, а 11!

         6. Безусловно, заслуживает поддержки проект ваучерной системы участия каждого ученика  во внешкольной деятельности, когда  ученик сможет посещать 2 кружка в год. Бесплатно. Об этом фракция народные коммунисты говорила год назад.

         7. Каждый урок, учебник, учебное пособие должны нести информацию о доброте, человечности, совести и нравственных ценностях. Другое ученики могут в разных источниках.

         8. Мы должны приложить все усилия к улучшениям в сельских школах.

         В развитых странах ОЭСР сельские школы лучше оборудованы, учителя имеют значительно выше заработную плату по сравнению с городскими школами, чтобы привлечь квалифицированных педагогов.

         9. Муштра, недоверие, не запланированный контроль административное давления должны уйти из школы.

         Школе нужна среда доверия, поддержки, образования, любопытства, полезного труда, свободы, возможности развития для каждого ребенка-коллоборотивная среда взаимодействия, любознательности, радости познания..

         10. Нужно обеспечить всем учащимся возможность бесплатного путешествия по своей стране. По сакральным местам, из региона в регион. Только так можно понять историю и географию, получить реальную поддержку от прошлого.

         Когда же говорят, что все, что предложено выше дорого, хочу представить вывод тех ученых, которые получили приз Нобелевской премии по экономике в 2019 году. Борьба с бедностью – это не займы и гранты, это доступ к качественному образованию и эффектное расходование средств.

         Позволю напомнить слова великого Абая: «Человек-дитя своего времени. Если он плох, в том виноваты и его современники».