СМИРНОВА
Ирина
Владимировна

Член Комитета по финансам и бюджету Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Премьер-Министру Республики Казахстан Мамину А.У.

Оглашен 18.09.2019 г.                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                      Премьер-Министру                                                                                              

                                                                                                               Республики Казахстан

                                                                                                Мамину А.У.

Депутатский запрос

Уважаемый Аскар Узакпаевич!

         Елбасы Первый президент страны в 2015 году объявил о реализации Пяти институциональных реформ, среди них пятое направление - «Формирование транспарентного и подотчетного государства».

         В послании народу Казахстана в сентябре нынешнего года президент Токаев также отметил:

         «Назрела необходимость пересмотра организации бюджетного процесса на всех уровнях. Большую роль в этой работе должно сыграть реальное вовлечение населения в формирование местных бюджетов».

         Эти подходы соответствуют и целям устойчивого развития ООН.

         Если бы государственные органы: местные, региональные, страны, придерживались рекомендуемых принципов реальной открытости, доступности, целостности, участия, то можно с уверенностью сказать, что не было бы того обилия форумов, по разным ничего не значащим для улучшения жизни граждан поводам, проводимым за счет бюджета фестивалей пива, выделения миллиардных средств на содержание профессионального футбола, строительства многомиллиардного комплекса для прыжков с трамплина, строительство LRT, тем более по нынешнему маршруту и т.д. 

         Скорее всего, не случилась бы недавняя трагедия на железнодорожном переезде, т.к. наказ жителей о строительстве безопасного переезда через железнодорожные пути уже давно был бы выполнен.

         Сейчас ситуация такова, что принцип активного участия тех, на кого направлены бюджетные расходы, не работает.

         Нет бюджетной информации на этапе планирования для всеобщего обсуждения.

         Министерство финансов РК практикует публикацию проекта республиканского бюджета на сайте ведомства, но без пояснительной записки, буквально за несколько дней до поступления законопроекта в парламент.

         Местные исполнительные органы в большинстве случаев не публикуют проекты бюджетов и не имеют практики обсуждения бюджетных приоритетов.

         Процесс утверждения бюджета также не демонстрирует открытость.

         Маслихаты не имеют практики проведения публичных слушаний по бюджету.

         На данный момент наиболее широко представляются данные только на этапе исполнения бюджета.

Бюджетная прозрачность определяется проводимым раз в два года исследованием «Индекс открытости бюджета» в более чем 100 странах мира. Казахстан принимает в нем участие с 2006 года и по итогам 2017 года набрал 51 балл из 100 возможных, что означает «представление некоторой информации о бюджете». На местном уровне  прозрачность местных бюджетов измеряет Национальная бюджетная сеть Казахстана и по итогам 2017 года она в среднем составила 34 балла из 100 возможных, что свидетельствует о низком уровне  бюджетной прозрачности со стороны акиматов.

Только Министерство индустрии и инфраструктурного развития и Министерство финансов предоставляет весь набор бюджетных данных. Большинство государственных органов публикуют только утвержденные бюджеты, 5 министерств не дают отчеты об исполнении бюджета, 3 ведомства не публикует стратегические планы и 5 государственных органов - отчеты о реализации стратегического плана. Данная ситуация ставит под угрозу реформы надлежащего управления и подрывает инициативы по укреплению прозрачности и подотчетности.

         Гражданские бюджеты на 2019 год на стадии планирования опубликовали только города Алматы, Шымкент, Западно-Казахстанская и Кызылординская области. Также, местные исполнительные органы не выносят на обсуждение проекты бюджета, кроме Северо-Казахстанская и Западно-Казахстанская области. На местном уровне прозрачность бюджета существенно ниже, чем на центральном.   

         Практика вовлечения населения в бюджетный процесс носит спорадический характер, нежели  постоянно действующего механизма. Нет широкого участия населения по вопросам бюджетирования образования,  здравоохранения,  благоустройства.

         В тоже время даже небольшие инициативы, как например, решение акимата района Сарыарка столицы ввести практику бюджета участия, получила широкий положительный отклик у горожан. На данный момент акимат Алматы внедряет бюджет участия во всех восьми районах города, что также, в свою очередь, окажет позитивное влияние на  взаимодействие с жителями в бюджетном процессе.

         Таким образом.

         Для справедливого бюджетирования необходимо:

         Повысить уровень бюджетной прозрачности на центральном и местном уровне.

         Перейти от практики кампаний к системной работе по обеспечению формирования эффективного бюджета для улучшения качества жизни каждого гражданина. Только такой подход сможет реализовать концепцию «Слышащее государство», озвученную в сентябре Президентом страны и реально открытое Правительство.

         Ответ просим дать письменно в установленный законодательством срок.

         С уважением,

     Депутаты фракции

«Народные коммунисты»                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                      И. Смирнова

                                                                                                                                   

                                                                                                                    Ж. Ахметбеков

                                               

                                                                       Г. Баймаханова

         

                                                                       А. Конуров 

                                                                                                   В. Косарев

                                              

    М. Магеррамов

                                        

                                                                       Т. Сыздыков

                                                                                              

        

     

                                     

Исп.: Акумбаев Ж.

Тел.: 74-67-77

Akumbaev@parlam.kz