Смышляева
Екатерина
Васильевна

Секретарь Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Рабочая поездка в село Карасу

В рамках рабочей поездки в село Карасу посетили местный колледж. Знаю эту организацию и ее неравнодушный коллектив педагогов очень давно. Своих ребят они любят как родных, растят и учат по-семейному. Да и контингент учащихся особенный, им очень нужно педагогического внимание. Такие ребята вряд ли поедут обучаться в городском учебном заведении ввиду материального положения, образовательного бэкграунда и сложных жизненных историй, поэтому местный колледж – их единственный путь в профессиональную жизнь. Сейчас в колледже обучается 172 молодых человека. Недавно организация перешла на новую систему финансирования. Подушевое финансирование в системе образования – модель хоть и рыночная, но очень полезная с точки зрения развития. Являлась и являюсь ее сторонником. Именно такой подход обеспечивает конкуренцию. Однако его применение в тех местах, где конкуренции быть не может по определению, ставит организации образования в затруднительное положение. Именно по этой причине данный формат не применим к малокомплектным школам. Однако к «малокомплектным» сельским колледжам – да. И пока это тяжело, а иногда и невозможно. Почему? Потому, что количество учащихся относительно небольшое и заработанных средств хватает только на оплату труда сотрудников. Потому, что МТБ колледжа не настолько крепка на входе в рынок и не готова конкурировать и зарабатывать.

Первое время колледж активно участвовал в реализации программ занятости, в части переподготовки специалистов, но население в районе малочисленное и потребность в курсах быстро была удовлетворена. Сегодня обучается по 9-10 человек и это не влияет на доход организации.

Вопрос сохранения сети сельских учебных заведений, дающих среднее специальное образование, встает не впервые и требует дополнительного изучения, не только и не столько с экономической точки зрения, но с учетом их огромного социального значения в жизни регионов и в судьбе сельского школьника.