Смышляева
Екатерина
Васильевна

Секретарь Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Пунктом 34 Дорожной карты по реализации программы партии «Nur Otan» предусмотрено 100% обеспечение школ квалифицированными кадрами.

Оглашен 05.01.2021 г.

и.о. Министра образования и

науки Республики Казахстан

Аймагамбетову А.К.

Депутатский запрос

Уважаемый Асхат Канатович!

Пунктом 34 Дорожной карты по реализации программы партии «Nur Otan» предусмотрено 100% обеспечение школ квалифицированными кадрами.

Вместе с тем, по данным Вашего Министерства, текущий дефицит педагогических кадров составляет порядка 26 тысяч единиц. Кроме того, больше 15 тысяч учителей – это работники предпенсионного и пенсионного возраста.

На решение данной проблемы направлен отраслевой закон о статусе педагога, ежегодное повышение заработной платы учителей и другие государственные меры поддержки.

Однако, по многочисленным обращениям педагогов, не очень благоприятно на кадровом ресурсе сказывается новая система аттестации, а также некоторые подходы к порядку приема и увольнения работников.

До сих пор до конца не отработан порядок самой услуги. Например, при прохождении национального квалификационного тестирования, при регистрации на тест, не определены сроки выдачи талона. Отсутствуют разработанные тесты по специальным дисциплинам. Не отработан порядок хранения видеозаписей аттестационной комиссии и доступа к ним при возникновении споров.

В связи с организационными проблемами, педагоги вынуждены «пропускать» очередную аттестацию. Упущенное время приводит к значительным материальным потерям, судебным искам и трудовым спорам.

Второе. Требования к составу аттестационного портфолио.
Например, необходимо приложить сертификаты о повышении квалификации. Как ответ на повышенный спрос на услугу - на «дрожжах» вырос рынок частных центров повышения квалификации, действующих без контроля, разрешений и уведомлений. Формально они выдают сертификаты, но всегда ли они выдают нужные для работы знания?

Еще одно требование – успехи учащихся на олимпиадах и конкурсах. В списке «зачетных» соревнований, дипломы которых принимаются при аттестации педагогов, порядка 30 позиций. Большая часть предполагает оплату за участие. Причем делать это должны родители. А если у родителей нет возможности или желания платить за участие в таких конкурсах?

Третье. В последнее время школы буквально обложили приказами, касающимися порядка приема и увольнения педагогов.

Возможно, предлагаемая конструкция конкурсного отбора действительно снизит коррупционные риски при приеме на работу при большом числе соискателей. Однако возникает вопрос, как она будет реализована при сохраняющемся дефиците кадров?

В связи с вышеизложенным, считаем необходимым:

-провести реинжиниринг услуги по аттестации педагогических работников и устранить все имеющиеся процедурные неточности;

-пересмотреть подходы к порядку отбора, приема и увольнения педагогических кадров с учетом ситуации с дефицитом как в целом, так и в разрезе регионов;

-ввести учет и рассмотреть возможность введения разрешительного механизма для работы учебных центров повышения квалификации педагогов, в том числе совместно с палатой предпринимателей «Атамекен».

Члены фракции партии «Nur Otan»                      Е. Смышляева

                                                                           Ж. Сулейменова

                                                                           И. Смирнова

                                                                           А. Линник