Смышляева
Екатерина
Васильевна

Секретарь Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
В выступлении на заседании Мажилиса 11 января Глава государства поручил разработать Концепцию новой инвестиционной политики с учетом современных международных стандартов инвестирования.

Оглашен 26.01.2021 г.

Первому заместителю

Премьер-Министра РК

Скляру Р.В.

Депутатский запрос

Уважаемый Роман Васильевич!

В выступлении на заседании Мажилиса 11 января Глава государства поручил разработать Концепцию новой инвестиционной политики с учетом современных международных стандартов инвестирования.

Только в 2021 году было заключено 85 инвестиционных контрактов, из них 18 с иностранным участием. Это стало возможным благодаря особым льготным условиям, пакет которых постоянно пересматривается государством в интересах потенциального инвестора. Важность ответных шагов со стороны инвесторов, как отечественных, так и иностранных, отметил Президент на встрече с бизнес-сообществом.

В связи с этим, в рамках новой инветиционнной политики,считаем необходимым рассмотреть деятельность инвесторовв контексте сохранения человеческого капитала и воздейтсвия на природную и социальную экосистемы того региона, в который направляются инвестиции. Это неотъемлемые составляющие самого быстро развивающегося международного стандарта в области инвестиционной политики – ESG, который активно используют инвесторы 193 стран мира. Тремя стандартами этой политики является сохранение экологии, высокая социальная ответственность и открытое эффективное управление.

Особое внимание обращаем на вторую группу стандартов ответственного инвестирования– социальную. В данном случае речь идет прежде всего о роли инвестора в развитии человеческого капитала нашей страны.

Сегодня ни одно из трех существующих типов инвестиционных соглашений не содержит разделапо социальным обязательствам инвесторов в отношении работников предприятий. И если отечественные компании, как правило, выполняют эти обязательства без формальных договоров, то этого нельзя сказать об иностранных инвесторах.

При мониторинге исполнения инвест-соглашений берется во внимание только один социальный показатель – количествосозданных рабочих мест, без учета их качества. Акачественное рабочее место имеет ряд международно-признанных критериев.

Во-первых оно постоянное, а не то, что создается на период строительства объектов.

Во-вторых – для качественого рабочего места предполагается достойная и справедливая оплата труда. Работники должны иметь социальный пакет, безопасное рабочее место. Еще один критерий - возможность повышать квалификацию и развиваться. Но о качестве рабочих мест  в соглашениях нет ни слова.

Еще один критерий стандарта –это управление трудовыми ресурсами, в том числе и перетоками рабочей силы. Например, больше половины валового притока инвестиций – это добыча. После того, как заканчивается ресурс месторождения, мы получаем «мертвые» с точки зрения социально-экономического развития населенные пункты и безработных людей. Опереподготовке работников и их трудоустройстве необходимо думать задолго до планируемого ухода инвестора и делать это с его участием.

Следует отметить, что недосказанность соглашений в части социальных обязательств не вполне устраивает и серьезных партнеров.

Во-первых,не смотря на отсутствие ясных договоренностей, на этапе заключения контракта, социальные обязательства все равно возникают. Только происходит это «неожиданно» и бессистемно.

Во-вторых, не ведется учет добрых дел инвесторов. Нет единообразия и справедливости в подходах. Предприятия с качественными рабочими местами и ответственной политикой в отношении человеческого капитала имеют тот же пакет льгот, что и предприятие, которое не решает этих вопросов.

Поэтому закреплённые соглашениями обязательства необходимы не только государству, но и самим потенциальным инвесторам. Это может значительно улучшить инвестиционный климат и упростить процедуру заключения инвестиционных контрактов.

В связи с этим считаем необходимым в рамках разработки новой концепции инвестиционной политики:

1. Пересмотреть структуру вновь заключаемых соглашений, предусмотрев в них раздел по социальным обязательствам в отношении человеческого капитала, в котором обозначить позиции или их комбинации, а именно:

-порядок участия предприятий в системе социального партнерства;

-порядок участия инвесторов в решении острых потребностей регионов в сфере здравоохранения и образования (например, через фонды).

2. В новой информационной системе учета инвестиций предусмотреть модуль мониторинга социальной политики инвесторов;

3. Рассмотреть возможность предоставления дополнительных льгот (несколько пакетов льгот в зависимости от содержания раздела социальных обязательств) для социально-ответственных инвесторов.

Депутат,

член Фракции партии «NurOtan»                                   Смышляева Е.В.