Оглашен 16.02.2022 г.
Заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан, Председателю трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию трудовых отношений
Е. Тугжанову
Депутатский запрос
Уважаемый Ералы Лукпанович!
В последние несколько недель в стране растет количество митингов и забастовок среди трудовых коллективов. Они, как правило, организованы минуя этап переговоров. Это очень тревожный знак.
Обеспечить эффективное взаимодействие работников, работодателей и государства в сфере трудовых отношений должна была система социального партнерства. Но в текущем виде она оказалась «мыльным пузырем».
В своем запросе мы подробно остановились на признаках ее несостоятельности, сейчас назову только несколько из них.
Во-первых, уже второй год как наши трехсторонние соглашения, подписывает две стороны. Профсоюз и государство. Раньше от лица работодателей выступала палата предпринимателей «Атамекен», но потом благополучно сложила с себя эти полномочия. Третий, видимо, «оказался лишним».
При этом именно палата является фактически монопольной организацией работодателей, поглотившей в свое время почти все отраслевые ассоциации.
Во-вторых, акимы регионов в буквальном смысле «выжимают» у работодателей коллективные договора. И достигли в этом неплохих успехов. Их сегодня больше 150 тысяч. Но вот добиться качества документа никак не получается.
Подписывает большую часть договоров не профсоюз, а так называемый «представитель работников», фактически «назначенный» работодателем. Договора регистрируются инспекциями без детальной экспертизы и просто дублируют нормы трудового кодекса. Да и кому их экспертировать? На 340 тысяч предприятий и 6,7 млн работников приходится всего 246 госинспекторов. Поэтому чаще всего коллективные договоры не содержат даже ключевых разделов, например, по оплате труда.
В-третьи. Очень трехсторонние комиссии являются фиктивными площадками, которые формируются и работают «на бумаге». И если на республиканском и областных уровнях – имеется активность, то на уровне районов о существовании таких трехсторонних комиссии не слышало не то, что население, но и сами члены.
В-четвертых, работодатели всегда находят возможность не принимать участие в системе социального партнерства. Особенно это касается частных инвесторов. При этом ни один тип инвестиционного соглашения не содержит обязательств работодателя участвовать в исполнении генерального и отраслевых соглашений, а значит быть стороной социального партнерства и диалога.
Чего же мы хотим от простых рабочих, если не можем продемонстрировать культуру переговоров на правительственном уровне!?
В связи с вышеизложенным в целях усиление роли социального партнерства в регулировании трудовых отношений необходимо:
- Определить третью сторону-подписанта генерального соглашения (в том числе на региональном уровне).
- Усилить экспертизу содержания заключаемых коллективных договоров.
- Пересмотреть составы трехсторонних комиссией всех уровней. Для обеспечения публичности их работы ввести практику онлайн-трансляций заседаний на официальных ресурсах местных исполнительных органов.
- При составлении инвестиционных соглашений ввести обязательство инвесторов участвовать в системе социального партнерства.
- Провести ревизию и дополнить генеральное и отраслевые соглашения разделами по оплате труда.
Депутат,
член Фракции партии «NurOtan» Смышляева Е.В.