Смышляева
Екатерина
Васильевна

Секретарь Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Чрезвычайные ситуации, происходящие в последнее время на коммунальных объектах страны, вызывают обоснованную тревогу не только у профессионального сообщества, но и у простых граждан.

Оглашен 30.03.2022 г.

Первому заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан

Скляру Р.В.

Депутатский запрос

Уважаемый Роман Васильевич!

Чрезвычайные ситуации, происходящие в последнее время на коммунальных объектах страны, вызывают обоснованную тревогу не только у профессионального сообщества, но и у простых граждан.

Как отмечают эксперты – это ожидаемые следствия износа энергетической системы, который сегодня доходит на ряде объектов до 80%. При этом высокая доля износа основных фондов характерна как для генерации, так и для электросетевой инфраструктуры.

Большая часть решений проблем отрасли лежит в плоскости подзаконных нормативно-правовых актов в компетенции Правительства. В связи с этим, считаем важным озвучить вопросы и предложения экспертных площадок Фракции партии «AMANAT».

Первое. Энергетическая отрасль является очень инерционной. Инвестиции в нее - долгосрочными.

Для обеспечения возврата инвестиций в Казахстане был запущен рынок мощности, однако данный механизм существенно не доработан, а тарифообразование и расходование получаемых станциями средств остаются непрозрачными.

Действующая система предельных тарифов на электроэнергию также показала свою неэффективность.

Второе. Платить меньше мы должны не за счет искусственного сдерживания тарифов, а за счет экономного потребления.

Но стимулов «экономить» в системе тарифообразования нет. Не используется дифференциация в зависимости от времени суток, что позволило бы выровнять суточный график потребления. Нет практики платы за снижение мощности («регулируемая нагрузка»). Не предусмотрены коэффициенты для энергоемких производств, социальных категорий граждан и так далее.

Третье. Упразднение регуляторных инструментов и децентрализация управления коммунальным хозяйством привели к его разрушению и угрозе энергетической безопасности страны. Необходима выработка единой политики в части развития отрасли, в том числе для целей энергосбережения.

Четвертое. Нам также нужно признать, что работа коммунальной инфраструктуры - это не предпринимательская деятельность в чистом виде. При текущем положении дел, максимум, на что может рассчитывать такое предприятие - это самоокупаемость, что непозволительно для частника. Опыт показывает, что системы жизнеобеспечения страны не могут быть чьим-то бизнесом и не должны отдаваться в частные руки. 

В связи с вышеизложенным считаем необходимым:

1. Переработать действующий механизм рынка мощности с установлением четких требований к отбираемым мощностям, в т.ч. с учетом экологической и климатической повестки;

2. Обеспечить прозрачность тарифообразования;

3. Максимально устранить компании-посредники и рассмотреть возможность перехода к механизму Единого закупщика электроэнергии;

4. Отказаться от предельных тарифов в пользу единого странового тарифа и системы коэффициентов для разных категорий потребителей. При этом обеспечить одинаковую стоимость электроэнергии для жителей всех регионов, независимо от доходности местных бюджетов;

5. С учетом стандартов новой регуляторной политики - восстановить вертикаль управления, полноценный государственный контроль и надзор в сфере энергетики;

6. Проработать вопрос создания единого отраслевого регулятора в сфере тепло- и электроэнергетики;

7. Пересмотреть утвержденный Постановлением Правительства перечень коммунальных объектов, подлежащих приватизации.

Депутаты фракции

партии «AMANAT»                                                   Е. Смышляева

Ю. Кучинская 

                                                                                      Ж. Сулейменова

                                                                                      С. Имашева

А. Абсеметова