Оглашен 30.03.2022 г.
Первому заместителю Премьер-Министра Республики Казахстан
Скляру Р.В.
Депутатский запрос
Уважаемый Роман Васильевич!
Чрезвычайные ситуации, происходящие в последнее время на коммунальных объектах страны, вызывают обоснованную тревогу не только у профессионального сообщества, но и у простых граждан.
Как отмечают эксперты – это ожидаемые следствия износа энергетической системы, который сегодня доходит на ряде объектов до 80%. При этом высокая доля износа основных фондов характерна как для генерации, так и для электросетевой инфраструктуры.
Большая часть решений проблем отрасли лежит в плоскости подзаконных нормативно-правовых актов в компетенции Правительства. В связи с этим, считаем важным озвучить вопросы и предложения экспертных площадок Фракции партии «AMANAT».
Первое. Энергетическая отрасль является очень инерционной. Инвестиции в нее - долгосрочными.
Для обеспечения возврата инвестиций в Казахстане был запущен рынок мощности, однако данный механизм существенно не доработан, а тарифообразование и расходование получаемых станциями средств остаются непрозрачными.
Действующая система предельных тарифов на электроэнергию также показала свою неэффективность.
Второе. Платить меньше мы должны не за счет искусственного сдерживания тарифов, а за счет экономного потребления.
Но стимулов «экономить» в системе тарифообразования нет. Не используется дифференциация в зависимости от времени суток, что позволило бы выровнять суточный график потребления. Нет практики платы за снижение мощности («регулируемая нагрузка»). Не предусмотрены коэффициенты для энергоемких производств, социальных категорий граждан и так далее.
Третье. Упразднение регуляторных инструментов и децентрализация управления коммунальным хозяйством привели к его разрушению и угрозе энергетической безопасности страны. Необходима выработка единой политики в части развития отрасли, в том числе для целей энергосбережения.
Четвертое. Нам также нужно признать, что работа коммунальной инфраструктуры - это не предпринимательская деятельность в чистом виде. При текущем положении дел, максимум, на что может рассчитывать такое предприятие - это самоокупаемость, что непозволительно для частника. Опыт показывает, что системы жизнеобеспечения страны не могут быть чьим-то бизнесом и не должны отдаваться в частные руки.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым:
1. Переработать действующий механизм рынка мощности с установлением четких требований к отбираемым мощностям, в т.ч. с учетом экологической и климатической повестки;
2. Обеспечить прозрачность тарифообразования;
3. Максимально устранить компании-посредники и рассмотреть возможность перехода к механизму Единого закупщика электроэнергии;
4. Отказаться от предельных тарифов в пользу единого странового тарифа и системы коэффициентов для разных категорий потребителей. При этом обеспечить одинаковую стоимость электроэнергии для жителей всех регионов, независимо от доходности местных бюджетов;
5. С учетом стандартов новой регуляторной политики - восстановить вертикаль управления, полноценный государственный контроль и надзор в сфере энергетики;
6. Проработать вопрос создания единого отраслевого регулятора в сфере тепло- и электроэнергетики;
7. Пересмотреть утвержденный Постановлением Правительства перечень коммунальных объектов, подлежащих приватизации.
Депутаты фракции
партии «AMANAT» Е. Смышляева
Ю. Кучинская
Ж. Сулейменова
С. Имашева
А. Абсеметова