Оглашен 25.05.2022 г.
Министру индустрии и
инфраструктруного развития
Ускенбаеву К.А.
Депутатский запрос
Уважаемый Каирбек Айтбаевич!
80% многоэтажек жилищного фонда старше 30 лет и нуждаются в капитальных ремонтных работах. Самим жильцам это не под силу, остаются только кредиты. Последним приказом Министерства предусмотрено два варианта кредитования. В долгосрочной перспективе «жилищный займ», до которого наиболее старые и разрушенные дома врядли дотянут (3 года).
Второй вариант – бюджетный кредит. Схема знакомая. Кредитование государством ремонтных работ фасадов, крыш, подвалов и общедомовых коммуникаций многоквартирных домов началось в 2011 году. Договоры на такие займы под 0,1 % на 7 лет заключались между владельцем квартиры, оператором при акимате и подрядчиком.
Готова ли программа к новым запросам собственников? По плану, для новых займов, должен был заработать револьверный механизм кредитования. Но в полной мере этого не произошло. Причина - не была обеспечена возвратность кредитов. Многомиллионные долги копятся с начала реализации программы.
А в этом году со всеми дебиторскими и кредиторскими задолженностями операторы при местных исполнительных органах ликвидируются и их правопреемником становятся социально-предпринимательские корпорации. Штат и функции которых пока не приспособлены к работе в жилищно-коммунальной сфере. А сейчас им предстоят сотни судов с неплательщиками кредитов.
Росту числа должников способствовали сложности по взысканию долгов. Приведу один пример. При продаже жилья, согласно действующему приказу, собственник должен полностью погасить бюджетный кредит. Но этого часто не происходит. А при оформлении сделки нотариусы не видят обременение владельцев квартир по общедомовым ремонтам. Они не отражаются и в договоре купли-продажи. То есть формально, обязательства к новому владельцу – не переходят, но и связь со старым теряется.
Вызывают вопросы и новые механизмы получения бюджетных кредитов ОСИ и ПТ. Для них в кредитном договоре теперь отсутствует подрядчик – его место занимают председатели обществ и товариществ.
В связи с вышеизложенным, считаем необходимым:
- Смену оператора бюджетного кредитования провести с обязательным независимым аудитом (включая аудит эффективности) всего периода их работы.
- Обновить действующие подзаконные нормативно-правовые акты с учетом смены оператора и текущего опыта работы новых форм управления домами. Привести в соответствие функциям компетенции социально-предпринимательские корпорации.
- Обеспечить наличие информации об имеющихся домовых обременениях в информационных системах нотариусов для обеспечения прозрачности сделок купли-продажи.
Депутаты фракции
партии «AMANAT» Е. Смышляева
Ж. Сулейменова
Ю. Кучинская