Турганов
Дюсенбай
Нурбаевич

Член Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Огласил депутатский запрос по проблемам электроэнергетики

Оглашен 3 марта 2021 года

Заместителю

Премьер-Министра

Республики Казахстан

Скляр Р.В.

Депутатский запрос

Уважаемый Роман Васильевич!

В настоящее время в электроэнергетической отрасли Республики сложилась сложная ситуация, вызванная отсутствием четкой стратегии ее развития. Отсутствие Комплексных планов и программ развития электроэнергетики приводит к тому, что энергокомпании не видят перспектив развития, а отрасль в целом теряет свою инвестиционную привлекательность.

Несмотря на то, что в данное время действуют различные программы развития секторов топливно-энергетического комплекса такие как:

- Концепция развития газового сектора РК до 2030 г.;

- Генеральная схема газификации РК на 2015 - 2030 годы;

- Дорожная карта по развитию угольной промышленности РК до 2030 г.;

- Концепция развития ТЭК до 2030 года,

в министерстве энергетики, начиная с 2014 года, до сих пор нет конкретного плана развития электроэнергетической отрасли, в этой ситуации каждая энергокомпания вынуждена искать свой путь развития - все это приводит к разобщенности целей и неконтролируемым процессам в отрасли. Решения принимаются спонтанно, безсистемно и без всестороннего рассмотрения. У инвесторов нет понимания, куда будет двигаться электроэнергетика Казахстана, что, в свою очередь, создает большие риски для них и соответственно потерю интереса к инвестициям в отрасль.

Генеральная схема развития электроэнергетики Республики Казахстан на сегодняшний день не разработана. Также отмечаем, что до сих пор не принят закон «О теплоснабжении».

На проблемы энергетической отрасли обратил внимание в своем выступлении на расширенном заседании Правительства 26 января текущего года Президент РК Касым-Жомарт Кемелевич Токаев. Одними из важнейших условий дальнейшего развития страны он назвал бесперебойное и надежное функционирование электроэнергетической системы и необходимость разработки энергетического баланса. Хотелось бы добавить, что все эти условия неразрывно связаны с необходимостью разработки стратегии развития электроэнергетики, без которой невозможно разрешить все вышеуказанные проблемы.

Энергетическая система Казахстана уже сейчас испытывает дефицит маневренных мощностей балансирующих энергосистему в периоды максимумов и минимумов. Более трети основного генерирующего оборудования электростанций исчерпали свой парковый ресурс.

В среднем по стране изношенность электрических сетей более 60%, а тепловых - 50%. С каждым годом увеличивается количество бесхозяйных сетей, а также сетей, непереданных с баланса местных исполнительных органов на баланс эксплуатирующим организациям.

Помимо этого, в данное время принят новый Экологический кодекс, требующий проведения дорогостоящих экологических мероприятий.

Растущие показатели технической изношенности производственных активов вызывают необходимость немедленного принятия неотложных мер.

Отсутствие комплексной программы развития электроэнергетической отрасли, которая должна быть направлена на решение проблемных вопросов, уже приводит к таким ситуациям, которые произошли 10 января текущего года в Атырауской области, когда из-за аварийного отключения ЛЭП 220кВ ряд районов области и г.Атырау остались без электроэнергии.

Данная авария произошла из-за слабой связи Западного региона РК по ВЛ-220кВ с энергосистемой Российской Федерации и отсутствием связи энергосистемы Западного региона с Единой энергосистемой.

Серьезной проблемой развития электроэнергетики является также действующее тарифное регулирование.

На сегодняшний день для одной и той же электростанции тарифы на электрическую энергию устанавливаются Министерством энергетики, а тарифы на тепловую энергию утверждаются Министерством национальной экономики. Для энергопроизводящих организаций, вырабатывающих одновременно электрическую и тепловую энергию, это означает наличие двух государственных регуляторов в области тарифообразования для одного субъекта. Более того посредством принятия Экологического кодекса и иных изменений законодательства, регулирование энергетической отрасли опосредовано осуществляет и Министерство экологии, геологии и природных ресурсов. Отсутствие единого отраслевого регулятора формирует противоречивую государственную политику в сфере электроэнергетики, приводит к упадку отрасли и не отвечает реальному положению дел.

Кроме этого, согласно Правил, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 27 февраля 2015 года № 147, 1 января текущего года, должны были быть утверждены тарифы энергопроизводящих организаций на электрическую энергию, с использованием новой, так называемой «стимулирующей» методики, однако, до сегодняшнего дня этот вопрос не решен. Данная ситуация приводит к неопределенности для энергопроизводящих, энергопередающих и энергоснабжающих организаций, создает невозможность формирования бюджетов данных предприятий, инвестиционных программ и т.д.

В создавшейся ситуации, предприятия энергетики Казахстана не смогут проводить обновление оборудования в установленные сроки, и тем самым, в рамках интеграции в Евразийском союзе, возможна ситуация, когда Казахстан потеряет в будущем энергонезависимость и будет вынужден покупать более дорогостоющую электроэнергию российских электростанций.

Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым:

1. Разработать Национальный проект развития электроэнергетической отрасли, для решения неотложных вопросов с целью улучшения ситуации в электроэнергетике и ее дальнейшего динамичного развития.

Это позволит определить комплекс взаимосвязанных организационных, экономических, социальных, экологических, финансовых и технических мер, направленных на решение перспективных задач отраслевого значения с учетом долгосрочных стратегических приоритетов и планов экономического развития страны. Появится возможность создания отраслевого регулятора, способного к примеру, определить необходимые объемы финансирования по годам, мероприятиям и источникам финансирования, обязательные к достижению качественные (уменьшение аварийности, уровня износа энергетических активов) и количественные параметры (прогноз динамики спроса/потребления, строительство маневренных мощностей), которые в результате будут способствовать сбалансированному и плановому развитию отрасли, привлечению иностранных и отечественных инвестиций, укреплению энергетической безопасности и снижению энергетической зависимости государства;

2. Разработать долгосрочную государственную политику в сфере тарифообразования. Полностью пересмотреть и обновить политику тарифообразования в сфере электро- и теплоэнергии с целью создания «стимулирующих» методов тарифообразования, обеспечения его прозрачности и создания условий рентабельной и безубыточной деятельности для энергопроизводящих, энергопередающих и энергоснабжающих организаций;

3. Рассмотреть возможность создания единого отраслевого регулятора в сфере электроэнергетики;

4. Рассмотреть возможность государственного регулирования стоимости угля, газа и тарифов на транспортировку топлива, а также механизмов, стимулирующих энергопроизводящие организации внедрять наилучшие доступные технологии.

Учитывая изложенное, просим обеспечить исчерпывающее рассмотрение поставленных вопросов и предоставить ответ в письменной форме в установленные законом сроки.

С уважением,

Депутаты,

члены фракции

партии «NUR OTAN»

Д. Турганов

К. Ержан