Турганов
Дюсенбай
Нурбаевич

Член Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Поднял вопрос исполнения техрегламентов ЕАЭС

депутат

Оглашен 13 октября 2022 года

Заместителю Премьер-Министра -

Министру торговли и интеграции

                                                                     Жумангарину С.М.

Депутатский запрос

Уважаемый Серик Макашевич!

Обращаюсь в связи с критической ситуацией в стране, сложившейся
в отношении обращения бесконтрольно контрафактной и небезопасной продукции с «серыми» сертификатами, которые выдаются органами по сертификации стран-партнеров по Евразийскому экономическому союзу (далее - Союз), в частности Кыргызстаном и Российской Федерацией.

За последние три года объемы оценки соответствия (сертификации и декларирования) продукции, проводимой казахстанскими органами по сертификации, сократились в два раза. К примеру, за первое полугодие 2022 года Кыргызстаном выдано 56 088 документов об оценке соответствия, из них -
28 765 документов выдано казахстанским предпринимателям. При этом Казахстаном за данный период выдано 48 602 документа об оценке соответствия. Таким образом, за семь месяцев 2022 года отток получения документов об оценке соответствия из казахстанских сертификационных компаний в Кыргызстан составил примерно 37%, причём на продукцию, для которой в Казахстане есть все условия для проведения оценки соответствия.

Отсутствие должного мониторинга за «серыми» иностранными сертификатами и проведения государственного надзора на рынке послужило серьезным основанием для беспрепятственного обращения и наводнения на территории Казахстана бесконтрольно контрафактной и небезопасной продукцией.

Также данным обстоятельствам послужил переход на цифровую сертификацию до ее правового урегулирования на уровне Союза. Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» неоднократно направлялись как в уполномоченный орган, так и в Правительство Республики Казахстан письма об отсутствии законных оснований для введения в действия цифровых систем по выдаче документов об оценке соответствия.

Более того, внедрение уполномоченным органом в сфере технического регулирования одновременно нескольких систем на различных платформах «Единое окно», «Е-сертификация» (Qoldau) и на сегодня в пилотном режиме «Е-КТРМ» (Techreg), а также отсутствие единой согласованной политики между государственными органами и подведомственными предприятиями создали серьезные проблемы для отечественных предпринимателей. Урон несут и казахстанские органы по сертификации и испытательные лаборатории. Отсутствие (миграция) данных о выданных документах об оценке соответствия в Едином реестре, простой грузов вынудил предпринимателей переходить с одной системы на другую. Произошел вынужденный массовый отток казахстанских предпринимателей в Кыргызстан и Россию для получения документов об оценке соответствия в рамках Союза, откуда поступает множество предложений о выдаче таких документов в кратчайшие сроки, без проведения испытаний и других обязательных процедур не только в отношении партии продукции, но и на продукцию серийного производства.

Вследствие этого:

- рынок Казахстана стихийно наводняется «серыми» сертификатами из соседних стран и бесконтрольно контрафактной и небезопасной продукцией;

- подрывается конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей и экономика страны;

- происходит снижение налоговых отчислений в бюджет Республики Казахстан;

- приводит к дискредитации отечественной системы технического регулирования и отрасли;

- казахстанские органы по сертификации и испытательные лаборатории, находясь в более жесткой регуляторной среде, оказались в неравном положении по сравнению с органами по сертификации Кыргызстана и России;

- бизнес в лице казахстанских 68 органов по сертификации продукции и 955 испытательных лабораторий (центров) несет финансовые потери, т.к. вкладывает значительные собственные финансовые средства в развитие и поддержку собственной испытательной базы, обеспечение условий для сохранения и развития квалифицированного кадрового потенциала. А в этой отрасли работают более 1 500 экспертов страны.

Решению проблемы не способствуют меры, предусмотренные Планом мероприятий, подписанным между Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан и Министерством экономики и коммерции Кыргызской Республики, по оперативному информационному взаимодействию по выданным документам и их отмене, обмену информацией по протоколам испытаний и выданным документам. Точечные нарушения, выявленные в кыргызстанских сертификатах по обращениям участников отрасли и самим уполномоченным органом, а также меры оперативного реагирования по отмене таких документов на территории Казахстана по сути не решают проблемы.

Вместе с тем представляется, что решению существующих проблем может способствовать принятие следующих комплексных мер:

- ускоренное обеспечение внесения и принятия Евразийской экономической комиссией необходимых поправок в правовые акты и технические регламенты Союза, в части применения схем декларирования продукции исключительно на основании собственных доказательств заявителя – резидента государства – члена Союза или протоколов испытаний аккредитованных испытательных лабораторий (центров), включенных в Единый реестр органов по оценке соответствия Союза;

- оперативно проработать механизм по экспертизе пакета документов об оценке соответствия при проведении таможенной очистки ввозимых товаров на основании разрешительных документов об оценке соответствия иностранных органов. Такая практика широко используется в Российской Федерации во время проведения таможенных процедур при ввозе товаров, сопровождаемых иностранными документами об оценке соответствия;

- создание и внедрение единой автоматизированной информационной системы мониторинга иностранных документов об оценке соответствия на продукцию импортного и отечественного производства с закреплением права за уполномоченным органом в сфере технического регулирования по применению оперативных мер по отмене иностранных документов об оценке соответствия выявленных с нарушениями и запрету выпуска в обращение и изъятия такой продукции;

- выделение целевых средств из бюджета на создание, внедрение и поддержку данной информационной системы, а также на обеспечение проведения государственного надзора на рынке за контрафактной и небезопасной продукцией (отбора образцов и испытания);

- совместно с государственными органами и территориальными местными исполнительными органами провести широкомасштабную информационно-разъяснительную работу о предусмотренной законодательством административной ответственности за выпуск и ввоз на таможенную территорию продукции по сомнительным («серым») документам об оценке соответствия, а также о возможностях применения правоограничительных мер оперативного реагирования в виде запрета выпуска в обращение и изъятия такой продукции.

О результатах рассмотрения данного депутатского запроса прошу предоставить ответ в установленные законодательством сроки.

С уважением,

Депутат,

член фракции партии «Amanat»                                            Д. Турганов