Турганов
Дюсенбай
Нурбаевич

Член Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Огласил депутатский запрос касательно проблем водных ресурсов

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Смаилову А. А.

Генеральному Прокурору

Республики Казахстан

Асылову Б. Н.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

Уважаемый Берік Ноғайұлы!

Казахстан является одной из стран с ограниченными водными ресурсами и испытывает значительный дефицит воды как для удовлетворения потребностей экономического сектора, так и для обеспечения населения питьевой водой. По прогнозам ПРООН, к 2040 году Казахстан столкнется со значительным дефицитом воды, составляющим 50% от потребности. Дефицит воды в регионах страны может привести к сокращению ВВП на 6%
к 2050 году.

На первом Саммите «Центральная Азия - Китай» Глава государства акцентировал внимание на важности водных ресурсов и их рациональном использовании. «Для всех нас первостепенное значение приобретают согласованные и рациональные подходы к использованию имеющихся водных ресурсов. На этом фоне важно последовательно внедрять эффективные цифровые решения по водосбережению и ирригации», - подчеркнул Президент Казахстана.

В настоящее время обеспокоенность вызывает вопрос использования, выявления и подтверждения запасов подземных вод, ликвидации самотечных скважин. Особую тревогу вызывает состояние защищенности питьевых ресурсов страны, особенно маловодного Западного Казахстана. Это прямой вопрос национальной безопасности Республики Казахстан.

Так, одним из стратегических источников питьевого водообеспечения этих регионов является уникальное месторождение подземных вод «Кокжиде», которое находится у истоков Прикаспийской впадины (Мугалжарский, Темирские районы Актюбинской области). Его качественные и количественные характеристики позволяют снабжать чистейшей водой весь Западный регион (суточный дебит до 200 тыс. м3).

Однако мониторинг состояния подземных вод с 2009 по 2019 годы фиксировал ежегодные превышения предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ.

По информации органов экологии, в контуре месторождения «Кокжиде» нефтегазодобыча осуществляется несколькими предприятиями: АО «СНПС-Актобемунайгаз», ТОО «КМК Мунай», ТОО «Фирма Ада ойл», ТОО «Казахойл Актобе» и ТОО «Урихтау оперейтинг» (там имеются около 300 нефтегазовых скважин). По данным государственных экологов, в 2022 году зафиксировано уже 6 (шестикратное) превышение содержания нефтепродуктов в воде из месторождения «Кокжиде». Очевидно, что появление нефтепродуктов в питьевой воде связано с деятельностью вышеуказанных компаний.

Вместе с тем Правительство имеет планы по строительству магистрального водовода от подземного источника «Кокжиде» до Атырауской и Мангистауской областей, на который в настоящее время предпроектная документация (ТЭО и ПСД) отсутствует.

Общественность, представители гражданского общества, министр экологии, геологии и природных ресурсов неоднократно поднимали вопрос необходимости приостановления добычи нефти в пределах границы месторождения «Кокжиде».

Однако департамент экологии Актюбинской области выдал разрешение на нефтедобычу в 2023 году предприятиям в обмен на планы по прекращению добычи нефти и газа от недропользователей, находящихся в пределах границ подземных вод Кокжиде. На данный момент планы мероприятий по ликвидации добывающих нефтегазовых скважин не представлены.

Многократное превышение содержания нефтепродуктов в уникальном месторождении питьевой воды, а также продолжающееся влияние нефтедобычи на качество воды требует принятия срочных мер
и вмешательства Генеральной прокуратуры.

Кроме того, необходимо отметить плачевное состояние еще одного крупнейшего водного объекта Западного региона - реки Жайык.

Этот вопрос уже не раз обсуждался на различных уровнях. Отдельное внимание восстановлению экосистемы реки Жайык уделено и в предвыборной программе партии «AMANAT» «Вместе с народом!».

Антропогенное воздействие, бесконтрольное использование воды, неприменение практики вторичного использования воды на технологические нужды крупными нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими компаниями, несогласованное строительство искусственных водоемов – все это способствует значительному ухудшению экологического состояния бассейна реки Жайык.

Более того, большую опасность для реки несет в себе ее приток – река Елек, которая по химическому составу воды имеет индекс загрязнения 7 класса, то есть характеризуется как «вода чрезвычайно грязная». Источниками же ее загрязнения является ряд крупных заводов, таких как Актюбинский завод хромовых соединений, Актюбинский завод ферросплавов и другие. Также в реку сбрасывают сточные воды г. Актобе, что доводит уровень ее загрязнения в самом городе до десятков тысяч предельно допустимой концентрации.

Нами неоднократно направлялись запросы в Правительство по решению данной проблемы, но действенных мер до сегодняшнего дня принято не было.

Нерешенными в настоящее время остаются и такие, неоднократно поднятые нами вопросы, как включение реки Жайык в перечень водных объектов особого государственного значения, проведения дноуглубительных работ на судоходных водных путях. Сегодня субъекты рыбного хозяйства, осуществляющие промысел на море, испытывают трудности при транспортировке выловленной рыбы к рыбоприемным пунктам в следствие заиленности устья реки Жайык.

Включение реки Жайык в перечень водных объектов особого государственного значения позволит ввести особый правовой режим регулирования хозяйственной деятельности. Это даст возможность определить баланс интересов отраслей экономики с экологическими, культурными и историческими составляющими, создать технологии и инженерно-технологические средства защиты от загрязнения с территорий, нарушенных хозяйственной деятельностью, разработать системы и мероприятия по охране от стоков и системы глубокой очистки дождевых и талых вод городов, расположенных в бассейне реки Жайык.

На основании вышеизложенного предлагаем следующее:

- провести комплексную прокурорскую проверку нефтегазовых компаний, расположенных в пределах границ месторождения подземных вод «Кокжиде», по вопросу соблюдения ими требований экологического законодательства, выявить причины, влекущие превышение содержания нефтепродуктов не только в воде «Кокжиде», но и в других подземных источниках Прикаспийской впадины;

- включить реку Жайык в число водных объектов особого государственного значения, так как она оказывает доминирующее влияние на окружающую среду и экономику региона, и поэтому требует особого правового режима регулирования хозяйственной деятельности;

- в кратчайшие сроки решить вопрос выделения финансовых средств для проведения дноуглубительных работ на реке Жайык;

- предоставить полную информацию о конкретных принимаемых мерах по улучшению водохозяйственной ситуации в Жайык-Каспийском бассейне.

Информацию прошу предоставить в установленный законодательством срок.

С уважением,

Депутаты Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

члены фракции партии «AMANAT»                                 Д. Турганов

С. Пономарев