Уважаемый Роман Васильевич!
Глава государства Касым-Жомарт Кемелевич Токаев дал конкретные поручения, отметив, что Казахстан для устойчивого развития должен стать мировым транспортным хабом, соединяющим Азию и Европу, что очень важно своевременно завершить все начатые ранее транспортные и логистические проекты.
Национальный оператор по строительству, реконструкции, ремонту
и содержанию автомобильных дорог республиканского значения
АО «НК «ҚазАвтоЖол» (далее – общество) на сегодняшний день ведет реконструкцию автомобильных дорог «Караганда-Балхаш-Капшагай», «Талдыкорган-Усть-Каменогорск», «Калбатау-Майкапшагай», «Актобе-Кандыагаш», «Атырау-Астрахань» и «Кызылорда-Жезказган» общей протяженностью 6,4 тыс. км.
Из-за нехватки битума есть риски не завершения в установленные сроки данных проектов, находящихся под контролем главы государства. С каждым годом все более серьезной проблемой становится вопрос обеспечения битумом, одного из основных компонентов, необходимых для строительства дорог.
Вопрос с битумом состоит из двух основных проблем: первое - дефицит битума, второе-очень высокая рыночная цена битума в стране из-за дефицита.
В целом, на сегодняшний день потребность в дорожном битуме для автодорожных проектов составляет 1,1 млн. тонн, в том числе 500 тыс. тонн для республиканской сети и 600 тыс. тонн для местной сети.
Министерство энергетики РК выделило на июль текущего года 53,8 тыс. тонн битума по льготным ценам, но для того, чтобы не замедлять темпы строительства дорог в летний период, только на июль необходимо 211 тыс. тонн.
4-кратный дефицит битума в июле может привести к росту цен, достигнув 180-250 тыс. тенге за тонну, и рост цен не прекратится. Учитывая, что общество установило в смете на строительство автодороги в этом году цену битума в диапазоне 80-120 тыс. тенге за тонну и бюджетные средства были выделены на эту сумму, есть риски несвоевременной реализации проектов и несвоевременного ввода в эксплуатацию дорог для нужд населения.
В ноябре и декабре 2022 года была открыта квота на перевозку 100 тыс. тонн битума из Российской Федерации, подписан договор по конкурентоспособной цене, т. е. цена начиная с 11,2 тыс. рублей или 67 тыс. тенге за тонну, и битум был полностью поставлен в нашу страну.
Стоит отметить, что даже с учетом поставок российского битума в каждый регион страны цена оказалась выгодной. Этот важный контракт очень помог дорожным подрядным компаниям начать строительство дорог в апреле.
По этой причине в целях устранения острого дефицита битума в этом году и получения выгодных цен Министерству энергетики РК необходимо срочно провести переговоры с российской стороной по вопросу предоставления дополнительной квоты.
Кроме того, на основании вышеизложенного, чтобы не создавать ежегодного дефицита дорожного битума и своевременной реализации автодорожных проектов, предлагаем следующее:
Национальной компании «КазМунайГаз»:
- Строительство новых терминалов для хранения битума на следующий год;
- Обеспечить ограничение цены битума в пределах сметной стоимости не более 115 тыс. тенге за тонну;
- Обеспечение качества битума, производимого в Казахстане, в соответствии с нормативно-техническими требованиями СТ РК 1373.
Неисполнение вышеуказанных мер повлечет нарушение сроков реализации поручении Главы государства, а также может вызвать недовольство среди населения. В связи с этим, в целях решения озвученных вопросов просим в кратчайшие принять решения и предоставить информацию в установленный законодательством срок.