Турганов
Дюсенбай
Нурбаевич

Член Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Огласил депутатский запрос касательно необходимости развития торгово-логистических хабов в Республике Казахстан

Уважаемый Алихан Асханович!

В современных геополитических условиях значительно возрастает необходимость скорейшего развития торгово-логистических хабов во всех регионах Казахстана. Идея достаточно давно прорабатывается, предлагались различные формы ее реализации, но суть в целом заключается в единой цели – создание торгово-логистических центров, предоставляющих услуги по складированию, хранению, переработке и производству новых товаров, которые будут интегрированы в международные товаропроводящие системы.

 Касым-Жомарт Кемелевич Токаев неоднократно поднимал эту тему на различных площадках и на различных уровнях, акцентируя внимание на доведении объемов несырьевого экспорта товаров и услуг до более 41 млрд. долларов США, а также создании в том числе сети приграничных хабов, которые будут способствовать развитию транзитных транспортных коридоров, проходящих через нашу страну. «Казахстан планирует стать региональным продовольственным хабом. Для этого будет создана межрегиональная система торгово-логистических связей, соединяющих производство, хранение и распределение продукции», - сказал наш Президент в ходе своего недавнего официального визита в Германию.

В настоящее время ведется работа по созданию сети трансграничных хабов на границах с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Российской Федерацией и на Каспии.

Вместе с тем достаточно проблемным вопросом является создание и развитие торгово-логистических хабов внутри страны.

По информации Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан, на сегодняшний день на территории страны функционируют 8 частных торгово-логистических хабов. Общая площадь земельных участков составляет 186,7 гектаров, площадь хранилища – 150 811 кв.м, мощность хранения – 948 027 тонн.

Такого количества хабов явно не достаточно. С учетом того, что в условиях актуализации вопросов обеспечения продовольственной безопасности развитие вышеназванных хабов получает свою дополнительную необходимость. Ведь это имеет и еще один важнейший аспект - обеспечение казахстанцев базовыми продуктами питания по доступной цене.

Этот вопрос остается одним из ключевых в программе партии «AMANAT» «Вместе с народом!». Согласно статистике, по состоянию на сентябрь 2023 года в Казахстане цены на продовольственные товары повысились на 11,4%. Например, по сравнению с сентябрем 2022 года капуста подорожала на 74,3%, рис – на 41,3%, виноград – на 37,9%, молоко консервированное – на 26,4%.  Решению вопроса стабилизации цен и сбыта продукции отечественных фермеров должна способствовать Национальная товаропроводящая система с сетью оптово-распределительных центров, которую поручил запустить Глава государства еще несколько лет назад.

Такая ситуация требует координации усилий всех госструктур. 

Вместе с тем, напротив, наблюдается отсутствие слаженности отраслевых возможностей государственных органов по достижению поставленных задач.

Так, Министерством транспорта реализуется Концепция по развитию транспортно-логистического потенциала, в рамках которой до 2030 года планируется увеличить транзит через территорию Казахстана, а также создать приграничные торговые хабы и региональные транзитные авиа-хабы. Министерством сельского хозяйства в ходе реализации Концепции развития АПК до 2030 года предусмотрены меры по планомерному расширению географии экспорта для продвижения казахстанских товаров на зарубежных рынках. Министерству торговли и интеграции поручено создать полноценный институт продвижения экспорта с консолидацией в нем по принципу «Одного окна» всех необходимых инструментов.  Министерством промышленности прорабатываются меры по стимулированию предприятий на повышение диверсификации их продукции.  

Однако все они работают исключительно в своем направлении без оценки баланса производства, внутренней и внешней потребностей в объеме продукции, ее качестве, эффективных транспортных и цифровых решений.

Кроме того, на сегодняшний день в республике наблюдается нехватка базовой инфраструктуры для оптовой торговли: отсутствие современных оптовых терминалов, низкое качество и недостаток складских помещений, отсутствие должного мониторинга складских площадей.

Точечный механизм государственной поддержки современных проектов по развитию международных транспортных коридоров, по которым планируется обеспечивать экспортно-импортные поставки продовольствия в ближайшей перспективе, должен стать одним из приоритетных направлений развития экономики (по аналогии с программой субсидирования овощехранилищ).

Переход к крупнооптовой торговле через торгово-логистические хабы даст свой положительный эффект. Это станет толчком для модернизации торговых рынков и в целом будет способствовать достижению целей экономической политики страны и развитию современных форматов торговли.

На основании вышеизложенного предлагаем следующее:

1. Сформировать единое интеграционную стратегическое видение по становлению Казахстана торгово-продовольственно-логистическим хабом с четкой консолидацией всех направлений, находящихся в ведении отраслевых министерств.

2. Для эффективного стимулирования развития и привлечения частных инвестиций необходимо обеспечить осуществление оптовой торговли через торгово-логистические хабы, при этом мелкооптовую и розничную торговлю оставить также через торговые рынки и другие торговые объекты.

3. Рассмотреть вопрос государственной поддержки, определить необходимые объемы инвестиций, приоритеты, критерии и условия получения государственной поддержки торговыми предприятиями.

Информацию прошу предоставить в установленный законодательством срок.

С уважением,

Депутаты Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

члены фракции партии «AMANAT»                                Д. Турганов

                                                                                                  С. Пономарев