Министру здравоохранения Республики Казахстан
Цой А.В.
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемый Алексей Владимирович!
Согласно предвыборной программе - здоровье наших граждан является одним из главных приоритетов партии «Nur Otan». При этом, материнство и детство находится под защитой государства – и это важная конституционная гарантия.
Снижение показателя материнской смертности, как один из основных целевых индикаторов, мы наблюдаем в каждой из отраслевых государственных программ здравоохранения.
В 2010 году он составлял 22,7 на 100 000 родившихся, в 2014 году как задача он ставился к достижению на уровне 11,7.
По скорректированным данным конфиденциального аудита по методологии ВОЗ действующая Государственная программа определила снижение материнской смертности к 2025 году до 14,5 на 100 тысяч живорожденных младенцев.
Однако, что мы имеем по факту? Показатель материнской смертности в Казахстане в 2020 году достиг трагических значений, вырос почти в 3 раза и составил 36,5 на 100 000 живорожденных, при плане 17,1. При этом 36,5 – это среднереспубликанский уровень. По регионам цифры еще более пугающие и доходят до 70, а порой и до 95 на 100 тысяч живорожденных. Можно, конечно, списать все на короновирус. Но международные эксперты утверждают, что высокий рост смертности от Ковид-19 среди беременных женщин, наблюдался только в тех странах, где на момент пандемии имели место системные проблемы в организации акушерско-гинекологической помощи. Где же случилась поломка, что не сработало, где наши организаторы здравоохранения? В 2014 году ведение беременных и подготовка женщин к материнству были отданы в общую сеть первичной медико-санитарной помощи. Был утрачен институт женских консультаций. Это ударило по доступности и качеству амбулаторной акушерско-гинекологической помощи. Подтверждением является тот факт, что среди умерших женщин были поздно взятые на учет, имеющие абсолютные противопоказания к беременности либо вообще не состоящие на учете. Большая часть из них - не планировали беременность и не проходили подготовку. Следующим шагом было снижение доступности стационарной помощи беременным женщинам. В ряде регионов с 2015 года на 30% сократился коечный фонд специализированных организаций и отделений. В составе многопрофильных больниц не сохраняется приоритет финансирования акушерско-гинекологических отделений.
По остаточному принципу формируется материально-техническое и методическое обеспечение целой службы. Так, по данным Министерства здравоохранения, ее оснащенность в среднем составляет около 80%, при этом, по данным информационных систем, износ оборудования достигает 50, 85%, а в отдельных случаях и 100%.
Материнская смертность это не только и не столько медицинский, сколько социальный показатель. С сегодняшними результатами и качеством медицинского сопровождения материнства, мы скатились до уровня беднейших стран мира, которые ВОЗ обозначает как «места с нестабильными условиями и гуманитарными проблемами». Фракция партии «Nur Otan» обращается к Министерству здравоохранения с требованием провести всесторонний анализ складывающейся ситуации по материнской смертности с привлечением экспертного медицинского сообщества, опубликовать его результаты и открыто их обсудить. Кроме того, считаем необходимым:
1) изучить работу коечного фонда, найти взаимосвязи между показателями в помесячной динамике, а также рассмотреть другие причины снижения доступности и качества медицинской помощи;
2) исключить отказы в госпитализации беременным женщинам на любых сроках без промедлений по месту обращения;
3) укрепить материально-техническую базу организаций по охране здоровья матери и ребенка; 4) системно повышать клинические навыки специалистов по вопросам стационарного и амбулаторного акушерства, детской гинекологии и репродуктивного здоровья.
С уважением,
Депутаты Мажилиса Парламента
Республики Казахстан,
члены фракции партии «Nur Otan»
Г. Елеуов
Е. Смышляева
А. Абсеметова
Е. Жанбыршин
Исп. Саханов