Жанбыршин
Едил
Терекбайулы

Председатель Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА РК СКЛЯРУ Р.В.

Заместителю Премьер-Министра

Республики Казахстан

Скляру Р.В.

Депутатский запрос

Уважаемый Роман Васильевич!

 Как известно, Казахстан относится к малолесным государствам. Лесами покрыто около 11территории, при этом на саксауловые насаждения приходится практически половина лесопокрытой площади. Резко-континентальный климат, преобладающий на большей части территории республики, обуславливает жесткие лесорастительные условия, затрудняющие воспроизводство лесов и лесоразведение.

На сегодня в стране действует двухуровневая система управления государственным лесным фондом: отдельно на республиканском уровне и отдельно на уровне областных акиматов.

Нарушение и разделение целостности управления лесным хозяйством в Казахстане берет начало с 2000 годов, когда от лесхозов были отделены цеха промышленного производства, которые через несколько лет после их объединения на уровне областей были признаны банкротами и просто исчезли из виду.

Вместе с этим, постановлением Правительства от 8 октября 2003 года       124 единиц государственных учреждений по охране лесов и животного мира были переданы в коммунальную собственность в ведение акимов областей, одновременно с передачей функций по ведению лесного хозяйства.

Но к сожалению, данная мера привела к расстройству налаженной системы лесоуправления и единой научно-технической политики в лесном хозяйстве.

К тому же, одной из целей передачи лесхозов местным исполнительным органом было снижение нагрузки на республиканский бюджет, за счет финансирования лесного хозяйства областными бюджетами. Однако, данная мера не сработала, т.к. до сих пор лесные учреждения страны финансируются из республиканского бюджета через трансферты общего характера.

Кроме того, проведенный экспертами ПРООН в Казахстане анализ «Состояния лесного хозяйства в период с 2003 по 2018 годы» показал, что существенного улучшения в состоянии лесного хозяйства республики не наблюдалось.

На сегодня численность лесной охраны и материально-техническое оснащение лесхозов осталось на прежнем уровне и не соответствует утвержденным нормативно-правовым актам. Заработная плата лесников остается на самом низком уровне в республике.

Оценка профессионального уровня образования работников лесных учреждений показывает, что количество специалистов с профильным образованием составляет всего 33%, в том числе с высшим 10% и со средне-специальным 23%.  

Ситуацию усугубляет и то, что в последние годы участились случаи вывода земель лесного фонда для различных хозяйственных целей. В то же время возмещение потери лесохозяйственного производства лесных культур осуществляется только в двухкратном размере.

Возникает резонный вопрос – а не кощунство ли это, когда вместо многолетних деревьев будут посажены молодые саженцы? Приживутся ли эти деревья, восстановят ли таким образом объем потерянного леса, и кто это будет контролировать?

В связи с этим считаем, что необходимо прекратить практику выделения земель для добычи различных полезных ископаемых в лесных территориях. Это, в первую очередь, несет отрицательный экологический эффект.

При такой системе управления возникает риск исполнения поручений Главы государства по посадке более 2 миллиардов деревьев в лесном фонде, что запланировано в Дорожной карте по исполнению Предвыборной программы партии «Nur Otan» до 2025 года «Путь перемен: достойную жизнь каждому!».  

Принимая во внимание вышеизложенное и тот факт, что в 2017 году на заседании Правительства рассматривался данный вопрос, где было озвучено, что за 2003-2017 годы акиматами меры по улучшению состояния лесного хозяйства практически не принимались, лесные учреждения финансировались по остаточному принципу, материально-техническое оснащение составляло 65% от нормативного, ухудшился качественный состав работников лесного хозяйства, наблюдался отток квалифицированных кадров, объемы воспроизводства лесов, как было сказано ранее, сокращались. В этой связи, акиматам областей было рекомендовано принять меры по улучшению ситуации. В случае же не исправления ситуации в течение 3 лет предлагалось рассмотреть вопрос целесообразности нахождения лесхозов в ведении акиматов областей. Однако за это время ситуация не улучшилась.

Сейчас как нельзя остро назрел вопрос принятия новой государственной политики в сфере лесного хозяйства, которая должна быть направлена на концептуальный пересмотр, уточнение и расширение задач обеспечения сохранности биологического разнообразия  лесных экосистем на принципах устойчивого развития.

 Уважаемый Роман Васильевич!

 Исходя из вышеизложенного просим Вас:

1. Ввиду неэффективного управления вернуть под управление Министерства экологии, геологии и природных ресурсов 124 единиц государственных учреждений по охране лесов и животного мира переданных в акиматы областей;

2. Провести анализ существующей лесной политики и пересмотреть его с учетом формирования экологического лесного хозяйства на основе перехода от ресурсно-сырьевого принципа использования лесных ресурсов к эколого-экономическому и принять меры по остановке варварского освоения лесов с целью добычи полезных ископаемых;

3. Обеспечить формирование высококвалифицированного кадрового потенциала за счет организации качественных условий труда, повышение заработной платы и обеспечение соответствующего «социального пакета».

Ответ просим дать в письменной форме в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан.

С уважением,

Депутаты, члены  фракции

партии «Nur Otan»                                                                

Е. Абаканов

М. Ахметов

Д. Турганов

Е. Жанбыршин

С. Накпаев