Абенов
Мурат
Абдуламитович

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос: В целях снижения нагрузки на центры обслуживания населения (ЦОН) было принято решение об оказании государственной услуги по получению индивидуального идентификационного номера (ИИН) иностранным гражданам через банки второго уровня

В ряде казахстанских средств массовой информации (СМИ), а также в социальных сетях появилась информация о том, что в целях снижения нагрузки на центры обслуживания населения (ЦОН) было принято решение об оказании государственной услуги по выдаче индивидуального идентификационного номера (ИИН) иностранным гражданам через банки второго уровня.

То есть фактически ИИН может получить гражданин любого иностранного государства, не обращаясь лично в Государственную Корпорацию «Правительство для граждан».

Граждане Республики Казахстан узнав об этом проявляют обеспокоенность за экономическую и национальную безопасность страны, за достоверность предоставления ИИН лицам не имеющим права на получение, в том числе и нерезидентам нашей страны без их личного присутствия на территории РК, без должной проверки на физическое соответствие личности - идентификации с предоставленными документами.

Таким подозрениям способствует то, что в социальных сетях распространяется информация о том, что в соседних странах представляется платная услуга по получению ИИН и банковскую карту, не въезжая лично в Казахстан.

На официальных сайтах авторитетных зарубежных СМИ опубликованы статьи о том, что иностранные финансовые учреждения начали предлагать клиентам открыть карты в Казахстане, предлагая варианты оформления ИИН  через сайт партнерского банка в Республики Казахстан.

В сети интернет с территории Казахстана доступны ссылки на специализированные сайты по оказанию услуг удаленного оформление ИИН Казахстана для иностранных граждан. В них есть подробная информация о том, что всего от 1 до 3 дней можно получить казахстанский ИИН. При переходе с сайта на Телеграмм бот выходит информация, что приезжать в Казахстане не надо, можно получить ИИН не выезжая из своей страны.

Данные предложения сайтов  и статьи предлагающие получать ИИН в нарушение законов РК, вызвали в обществе серьезный резонанс, было ряд возмущенных публикаций и в СМИ и в социальных сетях. Если услуга открыто обсуждается во многих пабликах и о ней пишут СМИ соседних государств, иностранцы пишут комментарии о том, что им удалось получить ИИН без приезда в Республику Казахстан, как минимум есть повод проверить указанные факты, успокоить общественность, дать разъяснения.

Но официального опровержения по таким публикациям уполномоченные органы так и не предоставили.

Какие права получает иностранец приобретая ИИН Республики Казахстан?

Нерезиденту обладающему ИИН открываются широкие возможности создавать казахстанские компании, вести официально бизнес, вступать в доверительные отношения с физическими и юридическими лицами.

Так как граждане Республики Казахстан узнав, что иностранец обладает казахстанским ИИН, уверены что перед выдачей индивидуального номера его данные проверили уполномоченные органы, что это гражданин другой страны, тот за кого он себя выдает, и он физически находится на территории Казахстана.

Так как по Закону, если иностранец получивший ИИН уезжает из Казахстана его ИИН уже не действителен.

Поэтому получение ИИН не резидентом Республики Казахстан впервые приехавшим в нашу страну – это важная функция государства направленная на установление тождественности неизвестного ранее лица на соответствие с предъявленным документам (официальным данным) на основании совпадения индивидуальных физических или биологических признаков при личном контакте.

В отношении иностранца это процедура включает в себя еще и проверку того, что гражданин другого государства на момент заявления о получения ИИН находиться на территории Республики Казахстан. Это значит и все его действия с момента получения ИИН будут подпадать под правовые нормы в соответствии с законодательством РК.

То есть гражданин Казахстана должен быть уверен в том, что иностранец обладатель ИИН в случае нарушения законов РК будет привлечен к ответственности, так как физически находится в нашей стране.

Поэтому достоверность получения ИИН, именно тем человеком за кого он себя выдает, его реальное присутствие на территории Казахстана напрямую затрагивает государственную и экономическую безопасность страны. Так как нарушение процедур, в виде получение ИИН дистанционно, не подтвержденным лицом, без подтверждения его присутствия на территории Республики Казахстан способствует формированию благоприятной среды для теневой экономики, распространению мошенничества, создает риски обхода международных санкций.

Поэтому выдача ИИН иностранцам в первую очередь должна быть направленная не для «удобства» получателей - иностранцев, это процесс проверки ответственными лицами государственных структур на соответствие граждан другой страны заехавшим в РК всем процедурам идентификации.

Возникает вопрос где возможны «лазейки» для получения ИИН иностранцами без приезда в Казахстан?

 В соответствии с Законом Республики Казахстан «О национальных реестрах идентификационных номеров» индивидуальный идентификационный номер формируется Министерством внутренних дел Республики Казахстан.

Приказом Министра внутренних дел утверждены Правила оказания государственной услуги «Формирование и корректировка индивидуального идентификационного номера иностранцам и лицам без гражданства, временно пребывающим в Республике Казахстан» которыми предусмотрены четкие процедуры их формирования и выдачи.

 Согласно Правилам прием документов, (а значит идентификация личности приличном посещении) и выдача результата оказания государственной услуги осуществляется только через ЦОН или портал egov.kz. То есть у МВД РК только процедура формирования номера, а ответственность за сверку документов, идентификацию личности и достоверности, что иностранец на момент обращения физически находится в Казахстане полностью лежит на Государственной Корпорации «Правительство для граждан».

Банков второго уровня в списках оказания услуг выдачи ИИН в Правилах МВД РК нет.

Кто по Закону Республики Казахстан имеет полномочия   принимать документы проверять их на соответствие, идентифицировать личность и выдавать ИИН?

Согласно статьи 20 Закона Республики «О государственных услугах» расписана пошаговая процедура выдача ИИН Государственной Корпорацией «Правительства для граждан», где кроме проверки полноты пакета документов, в том числе на наличие причин для отказа в выдачи, ответственный работник государственной структуры обязан осуществить идентификацию личности услугополучателя.

Результатом оказания государственной услуги является выдача Регистрационного свидетельства.

В данном случае банкам второго уровня осуществлена необоснованная передача оказания самой ответственной государственной функции при выдаче ИИН - идентификацию личности услугополучателя и проверки его личного присутствия на территории Республики Казахстан на момент получения индивидуального номера. То есть нарушены требования статье 20 Закона Республики Казахстан «О государственных услугах» в которой указано:

- Пункт 2 статьи 20: «Работник Государственной корпорации обязан принять заявление услугополучателя при наличии у него полного пакета документов согласно перечню, предусмотренному подзаконным нормативным правовым актом, определяющим порядок оказания государственной услуги.

      В случае представления услугополучателем неполного пакета документов согласно перечню, предусмотренному подзаконным нормативным правовым актом, определяющим порядок оказания государственной услуги, а также документов с истекшим сроком действия работник Государственной корпорации отказывает в приеме заявления».

      - Пункт 3 статье 20: «При оказании государственной услуги через Государственную корпорацию идентификацию личности услугополучателя осуществляют работники Государственной корпорации».

В этой статье Закона не предусмотрено, что идентификацию личности имеет право проводить работник частного банка?

В чем общественные риски выдачи банками второго уровня ИИН?

Теория управления в правовом государстве, предполагает, что наделение правом осуществления любых государственных функций, балансируется обязанностью – нести ответственность за нарушение процедур. 

В соответствии статьи 30 Закона Республики «О государственных услугах» нарушение процедур оказания госуслуг влечет ответственность установленную Законами Республики Казахстан. Но эта ответственность касается только работников «Правительства для граждан».

Ответственность за нарушение процедур по выдаче ИИН, на банки второго уровня не распространяются. Более того на банки не действую меры государственного контроля и ни охват общественным мониторингом предусмотренных главой 5 Законом Республики Казахстан «О государственных услугах»: «Государственный контроль за качеством оказания государственных услуг. Оценка и общественный мониторинг качества оказания государственных услуг».

Более того банки второго уровня защищены от большинства проверок как субъект бизнеса и подпадают под мораторий.

А значит и нет законодательно закрепленных механизмов оценки рисков и пресечения выявленных нарушений.

Даже если факты выдачи ИИН в нарушение процедур станут достоянием общественности ответственность сотрудников банка за нарушение требований Закона по идентификации получателя ИИН и выдачи Регистрационного свидетельства нерезиденту, находящемуся за пределами Республики Казахстан не установлена.

         Возникают вопросы к Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан:

1) Кто из руководителей государственных структур принял такое решения, как это обосновывал и как проходила процедура принятия документа, каким нормативным актом это установлено? Было ли это решение на уровне Правительства РК, уполномоченного органа, или только самостоятельное решение Государственной Корпорации «Правительства для граждан»?

2) Проблема с очередями по выдаче ИИН была временной, связанная с наплывом желающих. Сейчас уже ажиотаж спал. Зачем нужно было принимать решение на долгосрочный период, передав бессрочно государственные функции банкам второго уровня? В ЦОНах очередей уже нет. Почему до сих пор не отменили разрешение банкам второго уровня право выдавать ИИН?

3) Не возникает ли проблема конфликта интересов, когда банки одновременно выдают ИИН, то есть выполняют государственные функции и должны это делать беспристрастно. Но при этом сами же банки финансово заинтересованы в открытии счетов иностранцами, которые могут это сделать только получив ИИН, в том числе через эти же банки? 

4) Кто и как выбирал банки которым предоставлено право выполнять государственные функции выдачи ИИН? Насколько это решение было прозрачным и не носило коррупционные риски?

5) Кто сейчас несет ответственность за нарушение банками второго уровня процедуры выдачи ИИН? Ведь по действующим Закону РК «О государственных услугах» единственной уполномоченной структурой по идентификации личности иностранцев, их присутствия в Казахстане и выдачи ИИН является Государственная Корпорация «Правительства для граждан». Не является ли это уходом от ответственности должностных лиц уполномоченных органов, ведь банки в данном случае не подпадают под ограничения антикоррупционного законодательства, и могут принимать решения исключительно из коммерческих интересов?

Прошу дать ответы по каждому пункту.

С учетом вышеизложенного вношу следующие предложения:

  - Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан отменить разрешение на выдачу ИИН банкам второго уровня, а так же принять соответствующие меры по не допущению в будущем аналогичных ситуации.

-  Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан предоставить информацию о том, на основании какого документа, какого государственного органа произошла передача функций выдачи ИИН не резидента Министерству цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан банкам второго уровня. Какие процедуры предшествовали принятию этих документов, проходили ли они общественное обсуждение и процедуры юридической экспертизы, в том числе на коррупциогенность.

- Комитету Национальной Безопасности Республики Казахстан, Государственной пограничной службе Республики Казахстан, Министреству Внутренних дел Республики Казахстан провести сверку списков иностранцев получивших ИИН через банки второго уровня со списком тех , кто пересек границу в ту или иную строну в соотвествии со сроками выдачи документов.

- Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, Агентству Республики Казахстан по противодействию коррупции проверить на возможность нарушение законодательства, в части передачи государственных функций частным организациям, а так же законодательства по противодействию коррупции.

Прошу Вас рассмотреть данное обращение. О принятом решении прошу информировать письменно меня в установленные законодательством сроки