МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Международная научно-практическая конференция на тему: "Конституция Республики Казахстан - основа социальной модернизации общества и государства"

Құрметті Канатбек Бейсенбекович, құрметті әріптестер!

В Конституции Казахстан утверждает себя «социальным государством». В принципе в современном мире, многие конституции, социальные по своему характеру, конечно в разном объеме, но все они содержат социальные положения. Как правило, многие понимают значение термина «социальное государство», как принятие социальных мер государственной поддержки социально-уязвимых категорий лиц, оказание социальной адресной помощи отдельным группам граждан по возрасту, болезни и т.д.. Мы тоже, когда поднимаем в стенах Мажилиса, какие-либо проблемы  связанные допустим с лицами с инвалидностью, тоже обязательно напоминаем правительтству о термине «социальное государство», хотя суть роли социального государства состоит в создании условий способствующих повышению благосостояния и качества жизни всего общества, а не только отдельных категорий лиц.

Идеи «социальности» в деятельности государства известны с ещё с давних времен. Это понятие несло в себе разные интерпритации, когда-то понятие «социальное государство» было в теории, потом оно стало находить свое отражение в конституциях. Считается, что впервые идея «социального государства» нашла свое место в конституции Германии в 1919 году.

В Конституции Казахстана, как и во многих других конституциях, к сожалению не расскрывается понятие «социальное государство», у нас отражено в Конституции, что Казахстан «утверждает себя социальным государством» и всё. К примеру, в Конституции России записано, что «Российская Федерация-социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7). Да, в нашей Конституции в определенных статьях закрепляется какой-то объем социальных прав и гарантий, аналогичные нормы есть и во многих конституциях других стран. Однако, надо понимать, что констатация того, что государство, является социальным, не означает создания полного объема социально-экономических прав, обязательно должны учитываться реальные экономические возможности страны, потому что в социальной сфере реализуются результаты экономической деятельности правительтства. США и Норвегия в своих конституциях не назвали себя «социальными государствами», однако в США основная часть государственного бюджета направляется на социальные нужды, многие страны назвавшиеся «социальными» не делают так, а Норвегия является одной из ведущих стран мира по уровню жизни.

Возвращаясь к нашей Конституции, хочу сказать о нескольких моментах необходимых нам по примеру конституций других стран. Во первых, следует отразить и конкретизировать социальные функции частной собственности. Да, у нас есть в Основном законе п.2 ст.6 «Собственность обязывает, пользование ею должно одновременно служить общественному благу». Почитайте комментарии к данной норме и вы поймете, что оно совсем не о том, о чем думется при прочтении этого пункта. Во-вторых, по примеру некоторых конституций ввести положение о социальном партнерстве. В это положение может входить не только отношения между работниками и работодателями или соглашение между госорганами и отраслевыми профсоюзами, но и соглашения между политическими партиями. В третьих, это утверждение принципа социальной справедливости. Решительные шаги в этом направлении нами были сделаны немногим более года назад, когда Президент Токаев предложил внести изменения в Конституцию страны, в частности п.3 ст.6, что земля, её недра, природные ресурсы принадлежат народу, однократность избрания на должность Президента страны, распределения полномочий между Президентом, Парламентом, правительством и местными исполнительными органами власти. Благодаря этим изменениям стало возможным принять закон о возврате незаконно приобретенных активов. Поэтому можно было бы дополнить Конституцию необходимостью справедливого распределения доходов и богатств, недопустимости концентрации собственности в руках узкого круга лиц, о том, что собственность и природные ресурсы должны служить общественным интересам. В четвертых, важные принципы, которые следовало бы отразить в Основном законе, это социальные обязанности и социальная отвественность и пятое, это социально ориентированная экономика. Эти предложения не придуманы мною, как я говорил выше, они есть в конституциях других стран мира. Я полагаю, что их закрепление в Конституции соответствовало бы запросам и интересам народа!

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех присутствующих с наступающим Днем Конституции, пожелать всем здоровья, мира и добра! Нашей стране процветания!

Благодарю организаторов за приглашение и предоставленную возможность выступить.