МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос № ДЗ-286 от 06.09.2023г. на имя Премьер-Министра РК Смаилова А.А. о реформе ценообразования.

                                                                                         Премьер-Министру

                                                                                         Республики Казахстан

                                                                                         Смаилову А.А.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

Мы живем в реалиях рыночной экономики. Мы можем считать нынешнюю экономическую модель развития эффективной или неэффективной, хорошей или плохой, но то, что она рыночная, не должно вызывать сомнений. Вопрос в другом: а действительно ли наша рыночная экономика сегодня живет по законам свободного рынка? Каким образом осуществляется ценообразование и является ли оно действительно справедливым, а не спекулятивным? Что на самом деле влияет на формирование цен и всегда ли рост цен обусловлен рыночными предпосылками и факторами? Мы четко видим, что с каждым годом цены почти на всё только растут и это единственная стабильная тенденция в наших реалиях за последние десятилетия. При том, что уровень жизни и реальные доходы людей, увы, падают, причем также стабильно.

Регулирование цен и воздействие на процесс ценообразования - это не очень популярная мера, но, в целом, как инструмент экономической политики государства вполне распространенное явление в современной мировой экономике. Государство всегда и во все времена играло важную роль и оказывало ключевое влияние, особенно в периоды кризисов, на функционирование экономики. Таким образом, с учетом сложившейся ситуации, кризисных явлений в экономике, неконтролируемого роста цен и галопирующей инфляции, государственное регулирование ценообразования могло бы стать эффективным механизмом сдерживания роста цен.

С помощью ценового регулирования государство имеет возможность воздействовать на цены таким образом, чтобы контролировать оборот тех или иных товаров. Посредством сдерживания цен государство может повысить или ограничить предложение отдельных видов продукции. К примеру, власти с помощью ценового регулирования обеспечивают доступность социально значимых товаров (например, лекарственных средств) и, наоборот, лимитируют оборот других товаров (например, алкогольной и табачной продукции).

Как известно, цена является одним из инструментов конкурентной борьбы за потребителя. В развитой конкурентной среде цена выступает как механизм регулирования экономических процессов и уравновешивает спрос и предложение. При острой конкуренции цена оказывает прямое стимулирующее воздействие, которое заключается в том, что ее уровень служит стимулом к применению наиболее экономичных методов производства и наиболее полному использованию ресурсов.

Конкуренция является фактором, побуждающим предприятия к стремлению постоянно предлагать лучшую цену потребителям и таким образом отвоевывать свою долю рынка. У нас почему-то это не работает. Либо за потребителя нет никакого желания бороться, либо монопольное положение некоторых субъектов рынка позволяет им не думать о конкуренции. Но если такой фактор, как конкуренция, отсутствует, предприятия становятся инертными, поскольку отпадает необходимость бороться за потребителя — спрос и так обеспечен тем, что у потребителей попросту нет выбора.

Если упростить, то вся суть государственного ценового регулирования сводится к тому, что государство должно поддерживать такой уровень цен на продукцию, который будет одновременно максимально приближен к предельным издержкам поставщика, но вместе с тем будет достаточен для получения прибыли, а также будет удовлетворять всем требованиям покупателей.

При этом должен работать ключевой принцип тарифного регулирования — баланс интересов поставщиков и потребителей регулируемых товаров и услуг. Поставщики имеют право на покрытие всех своих издержек, а потребители — на предельно низкую цену.

На практике соблюдение этого принципа достигается путем обязательной оценки регулирующими органами обоснованности издержек регулируемых лиц.

Государство не справляется со своей обязанностью перераспределения доходов населения через эффективную налоговую политику, повышения уровня жизни населения, повышения покупательной способности населения. Скорость повышения минимальной заработной платы (далее МЗП) не удовлетворяет реалиям экономики и роста цен. Более того, согласно проекту бюджета, на следующий год мы видим, что МЗП вообще не растет, в отличии от цен и минимального расчетного показателя (далее МРП).

Необходимо ввести жесткое регулирование цен и тарифов на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины, используемой для расчета прожиточного минимума. Это позволит повысить покупательную способность малоимущего населения, лиц, чьи зарплаты и доходы зависят от МЗП.

Требуется выработка четкой государственной политики направленной на реальное повышение уровня и качества жизни, повышения доходов широких слоев населения более ускоренными темпами.

От реальной покупательной способности и роста потребления зависит темп роста экономики и отдельных ее секторов, создание нового бизнеса, возрождение отраслей, связанных с потребительским сектором (услуги, легкая промышленность, образование, продукция сельского хозяйства и т.п.).

С учетом изложенного выше, просим предоставить позицию Правительства по решению указанных проблем, а также рассмотреть возможность принятия следующих мер:

На основании вышеизложенного в соответствии со статьей 27 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» ответ на депутатский запрос просим дать письменно в установленные законодательством сроки.

    С уважением,

депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»                                                                                                                                                              М. Магеррамов

                                                                                                                                                                                                                       К. Сейтжан

                                                                                                                                                                                                                        И. Смирнова

                                                                                                                                                                                                                        И. Сункар

                                                                                                                                                                                                                        Г. Танашева