МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос №ДЗ-324 от 20.09.2023г. Адресован: Премьер-Министру Республики Казахстан Смаилову А.А. Тема: Об изменении корпоративной структуры акционерных обществ квазигосударственного сектора.

                                                                                         Премьер-Министру

                                                                                         Республики Казахстан

                                                                                         Смаилову А.А.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Уважаемый Алихан Асханович!

В своем Послании народу Казахстан Глава государства Касым-Жомарт Токаев в качестве одного из приоритетных направлений развития обозначил реализацию эффективной новой экономической политики, в том числе посредством реформирования квазигосударственного сектора (далее – КГС). Данная реформа вытекает из Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года (далее – НПР 2025).

Начиная новые экономические преобразования критически важно в первую очередь осуществить реформирование управления КГС, установления прозрачных механизмов распределения денежных средств.

Для достижения эффективного результата была поставлена, в том числе задача построения компактного и эффективного КГС, без «излишних надстроек» и «почетных ссылок». Тем не менее, реформа «буксует».

Несмотря на озвученные посылы, корпоративная структура субъектов КГС кардинально не изменилась, налицо «мягкий саботаж» реформ. Текущий персональный состав совета директоров вызывает множество вопросов. Согласно внутренним нормативным актам, на примере АО «Самрук Казына», в состав совета директоров (далее – СД) обязательно подлежат включению политические государственные служащие. При этом отсутствует прозрачно проработанная структура выплаты вознаграждения таким членам СД, которые по своей сути выполняют деятельность по совместительству. С целью сокращения расходов бюджетных средств необходимо установить прозрачные методы расчета вознаграждений, проработать вопросы персонального назначения членов СД, их исключительной компетенции.

Безусловно, одной из сложных проблем нашей экономики выступает низкая производительность труда, распределение доходов, стагнация развития конкуренции, которая порождает необходимость обеспечения равных возможностей для всех. При этом, на обеспечение единообразного, достойного дохода населения негативно влияет существующая сложная корпоративная структура квазигоссектора.

Управление государственными активами должно стать более прозрачным. Субъекты КГС зачастую конкурируют с частным бизнесом, пользуясь преимуществами, недоступными частному сектору, например, субъектам КГС предоставляются более благоприятные условия доступа к ресурсам, рынкам, кредитам, лицензиям/разрешениям, видам деятельности, нежели частным предприятиям. Перечисленные организации в корпоративных формах не осуществляют экономическую деятельность и в основном финансируются за счет государственных средств до 90% доходов таких субъектов КГС поступает от государства напрямую или через государственные закупки. У каждого органа есть свои четко разграниченные функции и полномочия. Хотя корпоративное управление предусматривает иерархию органов управления, каждый из них фактически участвует в управлении организацией в пределах своих полномочий. В отсутствие в Уставе понимания значения "ключевые должности" совет директоров буквально вправе определить любую должность в компании (и/или его дочерних и зависимых организаций) в качестве "ключевой" и согласовывать кандидатов на ее назначение.

Описанное выше иллюстрирует, что субъекты КГС в корпоративных формах (АО и ТОО) вне зависимости от принадлежности модели собственника зачастую управляются фактически в "ручном режиме" без учета полномочий и функции коллегиальных корпоративных органов управления, осуществляющих общее руководство, когда это необходимо: советов директоров, наблюдательных советов, правления и другие. При этом механизм отбора кандидатов, удовлетворяющих необходимым требованиям, и их назначения отсутствует.

Вследствие этого, в одном из случаев, члены СД и исполнительные органы руководят субъектами КГС в определенной степени лишь номинально. В других случаях коллегиальные органы управления в виде правления, СД в непосредственно портфельных производственных компаниях холдингов создаются излишне, что приводит к их номинальности и расширения строки расходования «вознаграждения / заработная плата». При этом, в условиях отсутствия четких требований к специалистам данной сферы и обоснованной необходимости указанных специалистов, имеется потребность поэтапно снижать рабочую нагрузку, участия политических тяжеловесов.

Как отмечалось Главой государства Касым-Жомартом Токаевым, государство должно последовательно снижать свое участие в экономике. Что происходит сейчас? Мы видим тенденцию на всё большее вмешательство государства в экономическую деятельность.

Поэтому следует регламентировать данный вопрос. Должна быть прекращена практика неэффективного расходования ресурсов национальных компаний, должен быть построен эффективный метод распределения средств заработной платы/вознаграждений. Это крайне важно. Сегодня процедура назначения члена СД стала для чиновников, имеющих основное место работы, обеспеченных постоянным / достойным вознаграждением чем-то наподобие «пассивного дохода». В то время как среднестатистический казахстанец вынужден работать не покладая рук, политические тяжеловесы получают еще один источник дохода. Именно поэтому, с учетом требований времени следует перестроить систему отбора, распределения заработной платы / вознаграждения и увольнения членов СД.

Путем реформ исключить или значительно снизить возможность участия государственных служащих в деятельности КГС. При этом, расширить понятие близких родственников согласно регламентации «Политики по урегулированию конфликтов «АО «Самрук-Қазына», под которыми следует понимать: родители, супруг, супруга, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки. Данная реформа позволит обеспечить доступ к работе в КГС новым лицам, и исключит возможные конфликты интересов, связанные с несением государственной службы и участию в бизнесе через КГС.

Одним из путей развития КГС, сокращения бюджетных средств на финансирование ГКС возможно установление предельного размера вознаграждений для совместителей «политических тяжеловесов» и их близких родственников, помимо этого следует установить прозрачные механизмы расчета вознаграждения членов СД.

Важно, чтобы членство в СД стало максимально открыто для профессионалов из частного сектора. Для этого необходимо окончательно определить новую модель работы КГС.

В случае отсутствия целесообразности исключения политических чиновников из состава членов СД, внутренними актами КГС следует проработать порядок расчета и выплаты заработной платы с учетом «совместительства» и неполной занятости.

Необходимо создать реестр кандидатов в члены СД для республиканских субъектов КГС и нормативно закрепить четко структурированный, основанный на оценке компетенций, прозрачный процесс выдвижения кандидатов в СД в субъектах КГС. Регламентация данного процесса повысит активность в выдвижении кандидатов в СД не только со стороны государства, но и обеспечить участие частных лиц и будет способствовать диверсификации и сбалансированности состава СД, его прозрачной деятельности, подконтрольной гражданскому обществу.

Также, в субъектах КГС под надзором председателя СД должна проводится ежегодная и надлежащим образом структурированная оценка результатов деятельности и эффективности СД, что позволит определить области для улучшения в работе СД, а в случаях лишь формального исполнения своих обязанностей членами СД – принять решения об их исключении из состава. Для усиления ответственности членов СД необходимо проводить ежегодное заслушивание отчета о деятельности СД перед собственником.

Субъекты КГС должны стать более открытыми и транспарентными, что при текущем составе с политическими «тяжеловесами» крайне сложно. Реализация вышеуказанного комплекса предложений позволит создать условия для формирования эффективного, компактного и прозрачного КГС, соответствующего мировому уровню и высоким международным стандартам.

   С учетом изложенного выше, просим предоставить позицию Правительства по решению указанных проблем, а также рассмотреть возможность принятия следующих мер по развитию КГС:

1.       Решить вопрос прозрачного регулирования размера заработной платы/вознаграждений членов СД в КГС, экономического обоснования и установления предельного размера такого вознаграждения.

2.       Обеспечить создание соответствующей нормативной базы, регламентирующей снижение участия представителей госструктур и их близких родственников в составе СД в КГС, расширив перечень близких родственников, под которыми следует понимать: родители, супруг, супруга, дети, усыновители, усыновленные, полнородные и неполнородные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

3.       Обеспечить создание условий вхождения независимых лиц в состав СД в КГС, а также оценить реальные потребности участия в КГС государственных служащих с учетом их неполной занятости.

На основании вышеизложенного в соответствии со статьей 27 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» ответ на депутатский запрос просим дать письменно в установленные законодательством сроки.

    С уважением,

депутаты фракции

«Народная партия Казахстана»                                                                                                                                                      М. Магеррамов

                                                                                                                                                                                                               К. Сейтжан

                                                                                                                                                                                                                И. Смирнова

                                                                                                                                                                                                                И. Сункар

                                                                                                                                                                                                                Г. Танашева