МАГЕРРАМОВ
Магеррам
Мамедович

Секретарь Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Ответ на ДЗ-286 по регулированию цен и тарифов в целях обеспечения национальной безопасности

Депутатам

Мажилиса Парламента

Республики Казахстан

членам фракции

«Народная партия Казахстана»

(по списку)

на № ДЗ-286 от 6 октября 2023 года

Уважаемые депутаты!

Рассмотрев Ваш депутатский запрос, сообщаю следующее.

Государство устанавливает регулирование цен и тарифов в целях обеспечения национальной безопасности, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья населения в стране.

На сегодня цены и тарифы на товары и услуги определяются субъектами предпринимательства самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных Предпринимательским кодексом (статья 116).

При этом, любое государственное регулирование цен снижает привлекательность для бизнеса производить товар или услугу. Ключевой проблемой в отраслях с регулируемыми ценами является недостаточное инвестирование, что в конечном итоге приводит к устареванию основных производственных фондов, низкой производительности труда, неконкурентоспособности и низкому качеству выпускаемой продукции.

Государственное регулирование цен не может решить системные вопросы, но может привести к отложенной инфляции в среднесрочном периоде. Субсидируемые цены продолжают стимулировать увеличение потребления, оказывая дополнительное давление на цены.

Вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования должно быть крайней мерой, когда другие инструменты государственного регулирования не могут быть использованы в силу объективных причин.

Поэтапный переход на рыночное ценообразование является необходимой мерой. Это может привести к повышению цен и тарифов на регулируемых рынках в краткосрочном периоде. Однако в среднесрочном периоде это позволит существенно улучшить инфраструктуру, обновить основные фонды, повысить эффективность деятельности предприятий и улучшить качество предоставляемых товаров и услуг.

Государственное ценовое регулирование, являясь вмешательством в процесс рыночного ценообразования, подает неверные инвестиционные сигналы для потенциальных конкурентов в отношении доходности соответствующего товарного рынка.

Попытки регулировать цены на отдельные товары посредством установления предельного уровня цен показали появление так называемого эффекта «подтягивания», когда цены начинают подтягиваться к предельному порогу, определенному государством.

Затратный метод ценообразования снижает эффективность распределения ресурсов, подталкивая регулируемых субъектов рынка к увеличению своей расходной части, рост которой впоследствии покрывается за счет прямого повышения отпускных цен.

В целях устранения факторов, приводящих к искажению ценообразования, и как следствие устраняющих ценовую конкуренцию, Правительством совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции применяются меры по поэтапной замене инструментов ценового регулирования инструментами антимонопольного контроля.

Кроме того, для снижения инфляционного давления Правительством совместно с Национальным Банком реализуется Комплекс мер по контролю и снижению уровня инфляции на 2023-2024 годы (далее – Комплекс мер), которым предусмотрены мероприятия системного и оперативного характера.

В частности, в Комплексе мер предусмотрены мероприятия, направленные на снижение импортозависимости и насыщение внутреннего рынка отечественными товарами, стимулирование обрабатывающих производств, создание условий для хранения и логистики товаров, поддержку розничной торговли, антимонопольное и внешнеторговое регулирование и другие.

Продолжается работа по устранению непродуктивных посредников, развитию торговой инфраструктуры и расширению доступа к рынкам сбыта.

Также, на аналитической платформе по торговле – «szpt.qdata.kz» Министерством торговли и интеграции на еженедельной основе осуществляется мониторинг и анализ данных в разрезе регионов по изменению цен на социально значимые продовольственные товары, наличию запасов в стабилизационных фондах и в рамках «оборотной схемы», что позволяет оперативно принимать соответствующие меры реагирования.

Более подробная информация, по поднимаемым в депутатском запросе вопросам, прилагается.

Приложение: на 5 листах.

А. Смаилов


Приложение

Касательно установления коридора и предельных значений для чистой прибыли при ценообразовании на товары первой необходимости и товары, входящие в состав потребительской корзины в пределах 25%

На рынке социально значимых продовольственных товаров (далее – СЗПТ) активно применяются методы прямого и косвенного ценового регулирования.

В настоящее время законодательством предусмотрены следующие инструменты сдерживания цен на СЗПТ – это установление пороговых значений, предельно допустимых розничных цен, размера предельной торговой надбавки, формирование и использование резервов стабилизационных фондов, оборотных схем, выделение субсидирования на удешевление стоимости продукции, введение квот, таможенных пошлин.

Ежегодно государство выделяет финансовые средства для сдерживания и стабилизации цен на СЗПТ, оказывая государственную поддержку всем слоям населения.

Акцент на административных мерах стабилизации цен оставляет на второй план меры по развитию и насыщению товарных рынков. В частности, страна все еще остается импортозависимой по многим видам продовольствия (творог – 51,4%, сахар – 49,2%, мясо кур – 35,5%, масло сливочное – 29,8%, масло подсолнечное – 24,4%, макаронные изделия – 24,3%, лук – 17,3%).

В результате, активное применение мер наряду с ограничением торговых ценовых надбавок на социальную продукцию, практикой заключения соглашения о сдерживании цен, антимонопольных мер, снижает маржинальность участников рынков, возможности последующего инвестирования в модернизацию или увеличение действующих производственных мощностей, повышает риски предпринимательской деятельности и снижает инвестиционную привлекательность продовольственного рынка.

В рамках новых подходов по насыщению внутреннего рынка и обеспечению стабилизации цен планируется:

1) обеспечение потребности страны в продовольствии и сырья за счет отечественного производства используя меры господдержки;

2) отмена применения государственного ценового регулирования при условии недостаточно развитой конкуренции;

3) реформирование торговой деятельности, в том числе с установлением поведенческих правил сетевого ритейла, совершенствованием действующего законодательства в части исключения разночтений, контроля по услугам;

4) поддержка эффективных проектов, направленных на развитие производственной инфраструктуры;

5) включение инфраструктурных объектов агропромышленного комплекса в Перечень стратегических объектов.

Вместе с тем, с учетом сохраняющейся монопольной структуры целесообразно регулирование цен на уголь.

Реализуется ряд системных и оперативных мероприятий. Одним, из которых является установление пороговых значений розничных цен на СЗПТ и в случаи их превышения предельно допустимых розничных цен.

Кроме того, в текущем году внесены изменения в регламент расчета данных значений с уклоном на цены производителей, а не статистические показатели.

На сегодня в рамках законодательства государственное регулирование распространяется на СЗПТ, торговая надбавка на них не должна превышать 15%. По всем остальным товарам субъекты бизнеса устанавливают надбавку с учетом затрат и получения прибыли.

Вопрос установления коридора торговой надбавки на весь ассортимент товаров потребительской корзины (508 ед.) приведет к зарегулированию ценообразования и противоречит курсу по отходу от ценового регулирования.

Касательно решения вопроса прозрачного регулирования ценообразования и снижения издержек путем исключения из ценообразования лишних звеньев и посредников

На постоянной основе проводится работа по анализу реализации СЗПТ по данным электронных счетов-фактур Комитета государственных доходов Министерства финансов (далее – ЭСФ).

В результате выявляются факты нарушения размера торговой надбавки, непродуктивные посредники, монополисты, подпадающих под регулирование антимонопольного законодательства, лица, занимающиеся оптовой реализацией СЗПТ без регистрации в налоговых органах.

С начала года проведен анализ 814 цепочек, из них выявлены 146 рисков нарушений законодательства РК. По выявленным нарушениям направлены соответствующие указания в территориальные подразделения Министерства торговли и интеграции (далее – МТИ) для принятия мер в соответствии с законодательством РК.

Взята на особый контроль работа региональных комиссий по расследованию посреднических схем, начато ручное сопровождение их деятельности. Так, с начало года проведено 1362 заседаний комиссий, в рамках которых установлено 582 факта превышения торговой надбавки.

Касательно рассмотрения возможности и подготовки экономического обоснования для введения государственного регулирования цен на товары первой необходимости и товары, входящие в состав потребительской корзины

Формирование предельных цен на лекарственные средства регламентированы Правилами регулирования, формирования предельных цен и наценки на медицинские изделия в рамках ГОБМП и в системе ОСМС, утвержденные приказом Министра здравоохранения от 11 декабря 2020 года
№ ҚР ДСМ-247/2020 (далее – Правила).

Правила ежегодно совершенствуются в целях исключения коррупционных рисков и административных барьеров.

В целях исключения необоснованного завышения цен на лекарства предусмотрены ряд инструментов: референтное ценообразование; анализ контрактов с производителями и ввозных цен – инвойсов; учет расходов на оценку качества, таможенные расходы, транспортные расходы; расходы на маркетинг в размере до 30 % (для оптовой и розничной реализации); регрессивная шкала наценок для оптовой (до 21 %) и розничной реализации (до 55 %), а также в рамках ГОБМП и в системе ОСМС (до 20 %).

Для исключения коррупционных рисков и контактов с заявителями, запущен онлайн интернет-портал для подачи заявок в электронном виде по принципу «одного окна», где заявки подаются в электронном формате.

Одним из основных документов по определению базовой цены для формирования предельной цены является контракт, где указывается цена закупа от завода-производителя.

Согласно действующему механизму отечественные товаропроизводители (далее – ОТП) не могут зарегистрировать свою предельную цену, основанную на себестоимости товара, так как предложенная ими цена подвергается сравнению с аналогами иностранных производителей.

Предельные цены ОТП формируются не выше самых дорогих иностранных аналогов.

Вместе с тем, для анализа рынка лекарств также рассматривается автоматизация и интеграция информационных систем с уполномоченным органом государственных доходов по отпускным ценам в аптечных сетях.

Необходимо отметить, что Правилами установлено ограничение для транспортных расходов не превышающее 15 % от цены завода.

За превышение установленных предельных цен на лекарственные средства предусмотрена административная ответственность по статье 426 Кодекса об административных правонарушениях.

В целом за последние два года предельные цены на лекарства оставались без изменений 70 % от общего количества, 15 % повышение по причине повышения цены производителем, 15 % понижение предельных цен.

Касательно обеспечения соответствующей нормативной базы, регламентирующей снижение цен

Номартивная база, регламентирующая снижение цен, используется в полной мере.

30 декабря 2022 года Главой государства подписан соответствующий Закон, где государственный контроль над торговой деятельностью перешел от месных исполнительных органов (далее – МИО) в МТИ, данная норма вступила в силу с 3 марта текущего года.

На сегодня, территориальными органами МТИ было открыто 495 административных дел (из них наложено 116 штрафов и 333 предупреждения), что превышает общее количество всех административных дел, возбужденных ранее МИО за последние 3 года.

Касательно оценки рисков, связанных со спекуляциями и вероятностью возникновения дефицита товаров, а также разработка мер противодействия возможным негативным последствиям при регулировании процесса ценообразования

На сегодня для сглаживания сезонных колебаний цен и недопущения роста цен в периоды разрыва между урожаями, а также для планомерного наполнения рынка, реализуется ряд мероприятий.

Переформатирована «оборотная схема» с финансирования торговых сетей на поддержку производителей. В рамках механизма «оборотная схема» проводятся работы по сдерживанию цен на СЗПТ путем предоставления займов производителям.

Изменен формат деятельности стабилизационных фондов, внедрен форвардный закуп, предусматривающий заблаговременное авансирование фермеров на поставку поздних и ранних овощей на внутренний рынок по фиксированным ценам для стабилизации цен на овощи в межсезонье.

В результате проведены товарные интервенции в 1 167 торговых точках в объеме 139,5 тыс. тонн.

Для обеспечения стабильности цен утверждены индикативные цены на овощи, реализуемые через механизмы стабилизации цен, для удержания индекса СЗПТ на уровне 11,5% и уровня инфляции в коридоре 9,8%.

Кроме того, разработан товарный баланс, позволяющий отслеживать обеспеченность страны и принимать решения по защите внутреннего рынка, на основании которого в текущем году предприняты меры по обеспечению внутреннего рынка страны луком и маслом подсолнечным, инструментами тарифного и нетарифного регулирования.

Также для насыщения рынка организован импорт овощей из Республики Таджикистана.

Кроме того, в регионах производителях организуются масштабные ярмарки по налаживанию взаимодействия между региональными социальными предпринимательскими корпорациями и производителями.

Дополнительно для насыщения рынка необходимыми продуктами к участию в ярмарках приглашаются торговые сети и помимо основного товара к участию в ярмарках привлекаются и производители других товаров.

Данный опыт будет масштабирован на другие товары СЗПТ.

Одним из инструментов сдерживания цен является установление пороговых значений розничных цен и размера предельно допустимых розничных цен на СЗПТ.

Учитывая вышеизложенное, МТИ были внесены изменения в расчет пороговых значений розничных цен на СЗПТ.

В частности, после получения соответствующего решения уполномоченного органа по итогам макроэкономического анализа устанавливаются пороговые значения розничных цен на СЗПТ на предстоящий квартал, предшествующему установлению пороговых значений розничных цен на СЗПТ.

При этом, введение предельных розничных цен на СЗПТ может привести к дефициту товара на полках и отсутствию возможности розничных сетей осуществлять реализацию товара ниже стоимости, чем на рынке.

Касательно принятия мер по снижению налоговой нагрузки и облегчению налогового администрирования для субъектов малого и среднего бизнеса

В настоящее время действует достаточно лояльная налоговая система и широкий спектр налоговых льгот и преференций, направленных на стимулирование предпринимательской деятельности, предусматривающий поддержку малого и среднего бизнеса.

Так, для субъектов экономики государством предоставлена льготная система налогообложения, предусматривающая упрощенный порядок исчисления и уплаты налогов в виде специальных налоговых режимов
(далее – СНР) на основе патента, на основе упрощенной декларации, с использованием фиксированного вычета, с использованием специального мобильного приложения, розничного налога, а также СНР для сельхозпроизводителей.

Также, улучшены условия применения СНР.

Вместе с тем, с текущего года в целях упрощения уплаты платежей с фонда оплаты труда и снижения административной и налоговой нагрузки введен единый платеж для микро- и малого бизнеса, применяющих СНР.

Проводимая налоговая политика направлена на сохранение баланса интересов, как государства, так и налогоплательщиков, с учетом соразмерности ставок налогов и получаемых доходов.

Таким образом, созданы условия для развития и поддержки малого и среднего бизнеса.

Следует отметить, что в рамках разработки нового Налогового кодекса предусматривается, в том числе, пересмотр СНР для субъектов микро и малого предпринимательства.