Депутатский запрос адресован Министру здравоохранения Республики Казахстан
Уважаемая Ажар Гиниятовна!
Глава государства в своей предвыборной программе «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда» отметил важность усиления пропаганды здорового образа жизни, повышения грамотности населения по вопросам здоровья.
Как известно, с 2014 по 2016 годы государственные центры формирования здорового образа жизни были упразднены и переданы в конкурентную среду.
Главное условие приватизации - обязательное сохранение деятельности по охране здоровья, а именно пропаганды здорового образа жизни.
На сегодняшний день на республиканском уровне служба ЗОЖ представлена Национальным центром общественного здравоохранения .
С 2009 года Правительством РК формировались республиканские целевые текущие трансферты, направленные на пропаганду ЗОЖ, в соответствии с которыми и осуществлялось финансирование.
С 2018 года закуп услуг по пропаганде ЗОЖ регулируется Законом РК «О государственных закупках», что кардинально изменило и ухудшило не только качество проведения мероприятий, но и пошатнуло финансовое положение Центров ЗОЖ.
В настоящее время из всех ранее приватизированных Центров ФЗОЖ ежегодно участвуют и проходят конкурс около 15 – 25 %, оставшиеся 75-85 % государственного заказа путем демпинга цен получают организации (ИП, ТОО, Частные учреждения), которые не имеют достаточного опыта и квалифицированных специалистов, что в конечном итоге влияет на качество предоставляемых услуг.
Все вышеперечисленные проблемы привели к срыву обеспечения полноценной реализации государственной политики и снижению охвата населения мероприятиями по ЗОЖ до 9,8% по итогам 2022 года (в 2019 году – 55,4%).
Наиболее актуальна работа по ЗОЖ среди подрастающего поколения, что к сожалению, пущено на самотек. Уже сейчас видно, что агрессивная реклама табачных компаний и производителей энергетических напитков ведет к тому, что увеличивается количество курящих электронные сигареты и вейпы, а также увеличивается бесконтрольное потребление энергетических напитков, особенно подростками и молодежью.
В связи с вышеизложенным вносим следующие предложения:
1.При разработке технической спецификации, необходимо учитывать исполнение статьи 154 Кодекса РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» - формирование здорового образа жизни обеспечивается только субъектами здравоохранения;
2.Закрепить принцип территориальности при оказании услуг по пропаганде и формированию ЗОЖ;
3.Предусмотреть закуп услуг по пропаганде ЗОЖ через стратегическое партнерство.
4. Национальному центру общественного здравоохранения усилить взаимодействие с региональными центрами с целью улучшения качества проведения мероприятий, ведения мониторинга и контроля оказания услуг, эффективного расходования бюджетных средств;
Ответ просим предоставить в письменной форме в соответствии с действующим законодательством.
С уважением, депутаты Фракции «AMANAT»