Нажметдинұлы
Болатбек

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос касательно международных автомобильных грузоперевозок

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Смаилову А. А.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

В настоящее время на рынке международных автомобильных грузоперевозок сложилась нездоровая ситуация в правовом и экономическом смысле, ответственность за которую целиком и полностью лежит на уполномоченном органе - министерстве транспорта Республики Казахстан.

Международные грузовые автоперевозки в Казахстане осуществляются на основании бланков разрешений, выдаваемых в соответствии с Правилами применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении, утвержденных Приказом и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 353.

Изменениями и дополнениями в данные Правила, принятыми Приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 15 мая 2020 года № 295 установлено, что не допускается перегрузка на территории страны, не являющейся пунктом отправления или назначения груза из третьих стран на территорию Республики Казахстан, груза, таможенный транзит которого еще не завершен, на казахстанское автотранспортное средство, а равно на автотранспортное средство, которое не зарегистрировано в стране регистрации первоначального перевозчика (часть вторая п.48 Правил).

Данные изменения соответствовали подпункту 2 пункта 4 статьи 275 Таможенного кодекса ЕАЭС (Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, совершенный в Москве 11 апреля 2017 года), согласно которому на таможенной территории Союза не допускается передача временно ввезенных транспортных средств международной перевозки иным лицам, в том числе в аренду (субаренду), за исключением:

их передачи для технического обслуживания, ремонта и (или) хранения;

их передачи в целях завершения операции перевозки путем вывоза с таможенной территории Союза транспортного средства международной перевозки.

Однако, в нарушение нормы наднационального закона (Таможенного кодекса ЕАЭС) министерством дважды принимаются приказы о приостановлении действия части второй пункта 48 указанных Правил:

- приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 1 июля 2022 года № 378 – приостановление до 1.01.2023 года (приостановление на 6 месяцев);

- приказом и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 6 марта 2023 года № 136 - приостановление до 1.01.2024 года (приостановление на 10 месяцев).

И вот уже в уже в текущем году уже вновь созданным министерством транспорта РК инициируется но теперь уже на постоянной основе очередная отмена установленного запрета перецепки и перегрузки на транспортное средство, зарегистрированное в государстве, отличном от государства первого перевозчика – на сайте 19 января текущего года вывешен проект приказа «О внесении изменения и дополнения в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 353 «Об утверждении Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении».

Согласно предлагаемым изменениям вводится новый пункт 51-2 Правил, согласно которому требования части второй пункта 48 и пункта 51 настоящих Правил не распространяется на перевозчиков, зарегистрированных в государствах-членах Евразийского экономического союза. И при этом - если перевозка груза на/с территорию (и) Республики Казахстан, выполняемая последовательно несколькими перевозчиками с перегрузкой (погрузкой/выгрузкой) и (или) заменой тягача допускается при наличии отечественных разрешений предыдущего перевозчика. Срок действия указанной нормы – 1 января 2025 года.

Теперь по сути приостановление части второй пункта 48 Правил по продолжительности составляет практически год.

Не понятна в этом вопросе позиция министерства национальной экономики РК, которое как уполномоченный орган по предпринимательству согласовывает без замечаний указанный не соответствующий наднациональному законодательству проект приказа. А ведь именно министерство национальной экономики РК является рабочим органом казахстанской стороны в ЕАЭС и потому точно знает о запрете перегрузки и перецепки, определенной статьей 275 Таможенного кодекса ЕАЭС .

Сложившаяся на сегодняшний день правовая ситуация отрицательно сказалась и сказывается на финансово-экономическом состоянии казахстанских перевозчиков:

- практически тотальное большинство казахстанских грузов перевозится сегодня иностранными перевозчиками, а также перевозчиками с иностранным участием (сегодня этот объем достигает 70% от общего объема международных автомобильных грузоперевозок);

- по различным экспертным оценкам из-за ранее принятых приказов по приостановлению запрета на перегрузку и перецепку стоило отечественным перевозчикам недополученных доходов (только по приказу от 6 марта 2023 года № 136 потери составили по самым минимальным расчетам примерно 20 млрд.тенге). А ведь это в том числе недополученные средства в государственную казну.

В экономическом смысле ситуация усугубляется и тем фактом,что необдуманно и безосновательно принятые отраслевым ведомством решения по приостановлению рассматриваемых запретов поставили в неравные условия казахстанских перевозчиков и прибывших в страну под видом инвесторов иностранных компаний, которые регистрируют в Казахстане свои транспортные средства, не оебспечивают свою работу производственной базой и соответствующим сервисом в отличие от казахстанских компаний, а потому несут значительно меньшие расходы в отличие от последних.

Все сложившиеся в данной сфере предпринимательской деятельности проблемы являются следствием отсутствия необходимого государственного регулирования данной сферы со стороны министерства транспорта, которому законодательно определены основные задачи в сфере автомобильного транспорта, в частности - создание условий для конкурентоспособности отечественных перевозчиков на рынке международных автомобильных перевозок (статья 10 Закона РК «Об автомобильном транспорте»).

Министерство не имеет четкого системного видения развития отрасли, что подтверждается бесконечными изменениями в законодательство РК, принятием диаметрально противоположных решений (в части установления запрета, а потом периодического его приостановления).

Эта ситуация отрицательно влияет на развитие бизнеса, у которого нет уверенности в завтрашнем дне, в возможности строить среднесросные и долгосрочные проекты развития своих компаний.

Также необходимо отметить, что в отличие от большинства иных отраслей экономики в сфере международных грузовых автоперевозок отсутствует политика государственной поддержки бизнеса, что также не способствует росту активности на данном рынке и свидетельствует об игнорировании министерством поставленной перед ним государственной задачи – создать условия для развития конкурентоспособного отечественного перевозочного бизнеса.

Главой государства в большом интервью от 3.01.2024 года было сказано: «Для меня принципиально важно, чтобы государственные служащие были не просто профессионалами, безупречно исполняющими свои прямые обязанности, а проявляли инициативу и личным примером доказывали полезность и необратимость перемен. Они должны иметь соответствующий багаж знаний и компетенций, обладать высокими человеческими качествами, быть собранными, дисциплинированными».

Анализируя деятельность министерства транспорта РК, только на примере работы с автоперевозчиками, невольно приходится делать выводы, что в приоритете этого ведомства работа «по старинке», методами «старого Казахстана»,

- когда для подготовки красивого отчета руководству страны возможным считалось вольно трактовать статистику и даже фальсифицировать ее,

- когда для оправдания ошибочных и неоправомерных решений можно было нарушать безнаказанно действующее законодательство,

- когда можно применить жесткие меры к тем, кто не согласен и открыто критикует решения госоргана.

В качестве примера.

За высказывание критики на правительственном совещании в отношении необоснованного решения министерства о приостановлении запрета на перегрузку и перецепку, давно существующая и успешно работающая транспортная компания ТОО «А.Т.Logistics» Павлодарской инспекцией транспортного контроля была отключена от системы и лишена допуска на международные грузоперевозки только на основании письма председателя Комитета автомобильного транспорта и транспортного контроля за якобы передачу отечественным перевозчиком бланков иностранных разрешений другому отечественному перевозчику. При этом данной инспекцией транспортного контроля при принятии такого решения в отношении компании было грубо нарушено действующее законодательство – прежде чем принимать решение, необходимо было провести внеплановую проверку, чего по факту сделано не было. А это, в свою очередь, является грубым нарушением со стороны руководителя Павлодарской инспекции транспортного контроля согласно пп12) пункта 1 статьи 50 Закона РК «О государственной службе в Республике Казахстан».

Если предпринятые Павлодарской инспекцией транспортного контроля неправомерные действия не будут в ближайшее время отменены, ТОО «А.Т. Logistics» понесет неоправданные серьезные убытки.

Еще пример. В ходе осуществления контроля за исполнением требований разрешительной системы при организации международных автомобильных перевозок, стало известно, что ТОО «Технобел», систематически нарушает законы Республики Казахстан и нормативно-правовые акты в сфере автомобильного транспорта.

Обладая данной информацией, ничего не предпринимается в отношении данного ТОО. Алматинская инспекция транспортного контроля, подавшая вначале иск на ТОО «Технобел», без каких-либо оснований через некоторое время отзывает этот иск и никаких санкций в отношении ТОО «Технобел» при наличии установленных нарушений не принимаются до настоящего времени.

Тогда как в отношении ТОО «А.Т.Logistics» при недоказанном (не было проверки) одном единственном нарушении - отключение от системы и аннулирование допуска.

И наконец. Представленная министерством на правительственном уровне презентация «Развитие автомобильных грузоперевозок» содержит множественную недостоверную информацию. Достаточно отметить, что только по одной компании, которая на 100% является иностранной – ТОО «Технобел» в презентации министерство указало количество его АТС (автотранспортных средств) в количестве 83 при фактическом количестве – 496. И так по всем иным компаниям с иностранным участием, указанных в презентации.

В духе прошлого в представленной презентации явно прослеживается манипуляция статистическими данными. Так, по версии министерства необходимость увеличения грузовых автоперевозок силами так назывеаемых совместных предприяиий связана с тем, что казахстанские грузоперевозчики выбирают разрешения не полностью. Так, по данным министерства в 2022 голу было выдано 155 тысяч бланков разрешений, использовано всего 45%, в 2023 году выдано 270 тысяч бланков разрешений, использовано – 58%. При этом ведомством сознательно утаивается тот факт, что увеличив квоты в соответствии с международными договорами с одной страной как транзитной для перевозки грузов в другие страны, необходимо было соответственно увеличить квоты с этими странами, с которыми количество квот в разы меньше. Вот и причина неиспользования разрешений.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 7) пункта 2 статьи 25 Конституционного закона Республики Казахстан «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов»:

1. Предоставить развернутый анализ ситуации на рынке международных автоперевозок грузов на основании достоверных данных.

2. Предоставить экономическое обоснование необходимости приостановления действия пунктов 48 и 51 Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении до 01. 01. 2025 г. и экономическую оценку влияния этого решения на казахстанских автоперевозчиков грузов.

3. Предоставить обоснование правомерности принятия приказа «О внесении изменения и дополнения в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 353 «Об утверждении Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении».

4. Дать правовую оценку действиям министерства, его структурных подразделений по фактам, изложенным в настоящем депутатском запросе, в отношении ТОО «Технобел», ТОО «А.Т.Logistics».

Депутаты Б. Нажметдинұлы

А. Мусралимова

Д. Мукаев

Е. Саурыков

К. Балабиев

Б. Базарбек

Р. Кожасбаев

М. Искандиров

Р. Берденов

А. Ходжаназаров

Е. Абдиев

Д. Исабеков

А. Құспан

И. Смирнова