Нажметдинұлы
Болатбек

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос касательно международных перевозок и оформления разрешения на грузовые автоперевозки

Уважаемый Берік Ноғайұлы!



    В Казахстане в последнее время в вопросе получения допуска к международным перевозкам и оформления разрешения на грузовые автоперевозки наметилась устойчивая тенденция к созданию барьеров для добросовестных казахстанских компаний, росту серых схем в разрешительной системе в данном секторе экономики.Во многом это обусловлено отсутствием/неэффективным на протяжении многих лет необходимого регулирования и соответствующего гос контроля со стороны уполномоченного органа и потому сегодня стало возможным получать Удостоверение и карточки допуска к осуществлению международных перевозок с применением ИБР без соблюдения квалтребований.Так, согласно Правил допуска к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов, утвержденных Приказом Министра транспорта от 24 августа 2011 года, к осуществлению таких перевозок допускаются лица, имеющие трудоустроенных сотрудников, включая иностранных граждан, в количестве не меньшем количества автотранспортных средств.Однако, как показывает анализ данных органов внутренних дел и транспортного контроля не редки факты превышения количества выданных допусков на одного Перевозчика фактическому количеству имеющихся у него сотрудников.

По факту данная норма Правил не работает.15.03.2024 ЕСЭДО ГО (версия 7.23.0) Вот только один пример. Перевозчик SOFI-TRANS согласно отчету Комитета автомобильного транспорта на конец 2023 года имел на балансе 32 автотранспортных средства (АТС), 31 из них состоит из арендованного подвижного состава. Перевозчиком было получено 74 бланков, возвращено только 28 ИБР. При этом численность сотрудников предприятия - до 5-ти человек.Закономерен вопрос – как Перевозчик не соответствуя квалтребованиям получил допуск с применением ИБР на свои АТС при численности в 5 человек и куда делись 46 невозвращенных им ИБР? Ответ на поверхности - данная компания была замешана в беспрепятственной незаконной продаже бланков ИБР и полагаю, что в этой незаконной схеме на системной основе помогали должностные лица уполномоченного органа. Вместо того, чтобы не допускать к разрешительной системе из-за несоответствия квалтребованиям.Отсутствие своевременного реагирования на указанные факты со стороны минтраспорта привело к тому, что стало возможным осуществлять незаконную продажу допусков с применением ИБР на теневом рынке.Об этих фактах известно всем отечественным и иностранным перевозчикам. Сегодня, это по сути успешный теневой бизнес. Уровень доходности такого бизнеса намного выше, чем сами перевозки. При наличии дефицита в ИБР, их можно продать и благополучно за это не отвечать. Причем по цене в тысячу раз дороже официального тарифа – не за 2 МРП или 7 тыс.тенге по гостарифу, а за 1000 и более, но уже в долларах США. С одним таким фактом можно познакомиться в интернете, в расследовании Санжара Бокаева, которому без труда удалось приобрести за 1200 долларов США поддельный иностранный бланк разрешения.Кроме того, уже несколько месяцев Комитету транспорта от минфина передаются данные из системы Астана-1. Информацию о таможенных декларациях можно использовать для подтверждения выполнения рейсов перевозчиками, подозревающимися в незаконной продаже бланков. Однако до сих пор эта информационная платформа Комитетом Транспорта не используется.На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 7) пункта 2 статьи 25 Конституционного закона Республики Казахстан «О

Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», прошу:

1. Провести прокурорскую проверку с привлечением налоговой службы и Агенства Республики Казахстан по финансовому мониторингу по вопросу законности выдачи Допуска и нарушении налогового законодательства.

2. В случае выявления нарушений, применить меры прокурорского реагирования.

3. Учитывая значительный резонанс в бизнес-среде сложившейся негативной ситуации по рассматриваемой проблеме, организовать и провести под Вашим председательством в третьей декаде мартапромежуточное совещание с участием антикоррупционной службы 15.03.2024 ЕСЭДО ГО (версия 7.23.0) страны для обсуждения предварительных результатов рассмотрения нашего обращения, в том числе в части приведения министерством транспорта РК своих решений в соответствие с нормами действующего законодательства РК, а также с утвержденными Главой государства новыми подходами государственного регулирования предпринимательской деятельности «с чистого листа».

Депутаты Б. Нажметдинұлы

Е. Абдиев

Б. Базарбек

Е. Бейсенбаев

Р. Берденов

Е. Саурыков

И. Смирнова

Д. Исабеков

М. Искандиров

Р. Кожасбаев

А. Құспан

А. Мусралимова

Д. Мукаев

А. Ходжаназаров