Нажметдинұлы
Болатбек

Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос касательно механизма и условия проведения государственными органами государственных закупок способом из одного источника

Премьер-Министру Республики Казахстан

Бектенову О.А.

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС

Для осуществления эффективного государственного регулированияобщественно-политическими и экономическими процессами в стране важнуюроль играет также эффективно выстроенная система государственных закупоктоваров, работ и услуг.Одним из актуальных вопросов, требующих решения в ходе рассмотрениязаконопроекта «О государственных закупках», является механизм и условияпроведения государственными органами государственных закупок способом изодного источника.Как показывает действующая правоприменительная практика, именно из-занесовершенства данного способа государственных закупок зачастуюнеэффективно тратятся государственные средства, нарушается принципдобросовестной конкуренции, и нередки факты получения некачественныхтоваров, работ или услуг.Одним из таких ярких примеров неэффективной системы государственныхзакупок из одного источника являются государственные закупки ветеринарныхпрепаратов Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан (далее –МСХ РК).До 2023 года МСХ РК закупает препараты по линии ветеринарии черезоткрытый конкурс. Так, ежегодный закуп только одного наименованияветпрепарата против сибирской язвы составляет десятки миллионов штук.К примеру, в 2022 году в рамках открытого конкурса при наличии конкуренциина его приобретение потратили 363 млн тенге, заплатив по 10,9 тенге за флаконпри запланированном завышенном в трехлетнем бюджете 28 тенге.А вот в 2023 году, после перехода МСХ РК на закуп из одного источника,без каких-либо оснований цена ветпрепарата против сибирской язвы былаустановлена ведомством уже по цене 28 тенге за флакон. А общие затраты на егозакуп составили 921 млн тенге, то есть на 569 млн тенге больше, чем впредыдущем году при закупе на открытом конкурсе. Закупка только по однойэтой позиции обошлась государственной казне практически в 250процентов или два с половиной раза дороже.24.04.2024 ЕСЭДО ГО (версия 7.23.0)Для того, чтобы проводить закуп из одного источника, возможно, поинициативе МСХ РК, даже подготовили и утвердили специальноепостановление правительства. При этом имеет место нарушение нормдействующего Закона РК «О государственных закупках».

Так, подпунктом 4) пункта 3 статьи 39 Закона РК «О государственныхзакупках» из одного источника путем прямого заключения договора могутпроводиться закупки с целью «4) приобретения товаров, работ, услуг,необходимых для локализации и (или) ликвидации последствий чрезвычайныхситуаций, для локализации и (или) ликвидации впервые или вновь выявленныхна территории Республики Казахстан особо опасных, экзотическихболезней животных, карантинных объектов, чужеродных видов, дляпроведения мероприятий в карантинных зонах и неблагополучных пунктахпо особо опасным болезням животных, в очагах распространениякарантинных объектов, экстренных фитосанитарных мероприятий, дляликвидации технологических нарушений на электроэнергетических объектах,коммуникационных системах жизнеобеспечения, объектах железнодорожного,воздушного, автомобильного, водного транспорта, очистных сооружениях,нефтетрубопроводах, газопроводах, и необходимости срочного медицинскоговмешательства, а также при возникновении поломок, выхода из строякоммуникаций, механизмов, агрегатов, запасных частей и материалов в путиследования, требующих незамедлительного восстановления;…».То есть речь идет о закупках из одного источника, в том числеветеринарных препаратов, только в случае чрезвычайных ситуаций. Аплановые закупки таких препаратов предполагается закупать иными способами,предусмотренными законодательством Республики Казахстан, то есть путемпроведения открытого конкурса.Данный пример наглядно демонстрирует существование порочной системыв государственных органах, когда в интересах ведомства, не исключаю, и вличных интересах, через аффилированные государственные предприятия илиорганизации (РГП, ТОО, АО или НАО) проводятся закупки из одного источникапо ценам, в разы превышающие цены на рынке данных товаров, работ и услуг.В этом случае:- создается искусственная монополия на поставку для государственныхнужд товаров, работ и услуг;- бюджет страны несет необоснованные убытки, приобретая товары, работыи услуги по завышенным ценам;- рушится сам рынок тех или иных видов товаров, работ или услуг, из-зачего казахстанские предприниматели несут неоправданные убытки;- формируется устойчивая коррупционная схема, в которой становитсявозможным личное обогащение за счет разницы между выделенными избюджета средствами по завышенной цене на закупки товаров, работ и услуг иреально потраченными ресурсами по более низкой их цене, предложенной самимрынком этих товаров, работ и услуг.

Закономерно напрашиваются вопросы:- чем обосновываются решения центральных государственных органовустанавливать завышенные цены при закупке товаров работ и услуг, чем этопредлагается на конкурентном рынке?224.04.2024 ЕСЭДО ГО (версия 7.23.0)- какими социально-экономическими обоснованиями государственныеорганы объясняют необходимость государственных закупок способом прямогозаключения договора при наличии конкурентной среды по поставке товаров,работ и услуг?- почему данные факты до сих пор не стали основанием для анализа ифинансового аудита эффективности проводимых государственных закупок изодного источника в случаях, не предусмотренных нормами действующегозаконодательства и основанных на, якобы, поручениях Премьер-Министра иПрезидента страны?На основании выше изложенного, руководствуясь подпунктом 7) пункта 2статьи 25 Конституционного закона Республики Казахстан «О ПарламентеРеспублики Казахстан и статусе его депутатов», просим:1.Провести тщательный анализ правомерности и эффективностипроведения МСХ РК государственных закупок способом прямого заключениядоговора при наличии конкурентной среды в отношении ветеринарныхпрепаратов за 2023 год.2. Провести соответствующий анализ и оценку целесообразности с точкизрения эффективного расходования бюджетных средств осуществления в целомвсеми центральными государственными органами государственных закупокспособом прямого заключения договора.3. На основе данного депутатского запроса представить видениеПравительства Республики Казахстан о возможных системных измененияхправового обеспечения проведения государственных закупок способом прямогозаключения договора.

Депутаты Б. Нажметдинулы

Н. Сабильянов

С. Егізбаев

Ж. Дайрабаев

Е. Саурыков

М. Абенов

А. Баккожаев