ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС
Уважаемая Тамара Босымбековна!
В предвыборной программе партии «AMANAT» большое внимание уделяется подготовке квалифицированных кадров.
Тема резидентуры в здравоохранении требует серьезного обсуждения и внимания, так как она влияет на здоровье нашего населения и обеспечение медицинскими кадрами.
Врач-резидент в нашей стране – это, можно сказать, отличный пример современного рабства.
В западных странах врач-резидент – это полноценный работник здравоохранения, получающий заработную плату и платящий налоги. А почему у нас человек, закончивший 7 лет обучения на бакалавриате и интернатуре, имеет статус «студента»?
Обучение и подготовка медицинских кадров по Болонской системе значительно увеличивает сроки подготовки специалистов, 5 лет бакалавриата, 2 года обязательной интернатуры плюс от 2 до 5 лет резидентуры, итого процесс обучения занимает от 9 до 12 лет. Таким образом, окончание университета, полное обучение будет закончено к 30-35 годам.
Резиденты в этом возрасте, как правило, уже имеют семьи и детей, прожить на стипендию резидента семья не в состоянии.
Учебный-рабочий день для врачей-резидентов равен 8-ми часам, т.е. полноценный рабочий день. Для подработки не остается ни времени, ни сил. Как прожить врачу-резиденту на стипендию в размере 110 тыс. тенге?
Отдельный вопрос касательно так называемых «отработок».
К примеру, после интернатуры студент должен отработать 3-5 лет в медицинской сфере. Если после года работы он поступает на резидентуру, то во время резидентуры по требованию финансовых центров он должен одновременно еще отрабатывать в медицинской сфере, но врач-резидент и так там уже работает с утра до вечера, просто не получает за это зарплату. При этом ставок в больницах часто нет.
Считаем, что необходимо рассматривать резидентуру больше в научных целях.
На уровне 2 года обучения интернатуры выделить основные направления: педиатрия, терапия, хирургия, акушерство и гинекология. Таким образом, после окончания интернатуры будут выходить 4 основные специальности. После окончания интернатуры целесообразнее было бы сократить время обучения и ввести первичную специализацию от 4 до 8 месяцев по узким специальностям.
Это позволит в короткие сроки сократить кадровый голод в здравоохранении.
На основании вышеизложенного, прошу рассмотреть возможность:
- пересмотра статуса врача-резидента в статус официального работника, так как врачи-резиденты уже во всю работают в медицинских учреждениях, при этом не имеют адекватную заработную плату и никаких пенсионных отчислений;
- пересмотра условий отработки государственного гранта по интернатуре для врачей-резидентов, так как в условиях 8-ми рабочего дня отработка не представляется возможной;
- выделение грантовых средств и стипендий как субсидирование на зарплату врача-резидента - полноценного работника здравоохранения, а не в качестве дополнительных средств для институтов;
- введения прогрессивной шкалы выплаты стипендий из года в год. Для примера резидент четвертого года, получает ту же стипендию, что резидент первого года;
- отмены платного образования в резидентуре, для создания реальной конкуренции среди студентов-врачей;
- проведения второго года обучения в интернатуре по 4 основным направлениям;
- введения первичной специализации от 4 до 8 месяцев по узким специальностям.
Просим Вас ответить по вышеуказанными вопросам в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Конституционного Закона Республики Казахстан «О Парламенте и статусе его депутатов».