На этой неделе принял участие в заседании коллегии Минздрава.
Минздрав заявил что приоритетно займется развитием здравоохранения в сельской местности. Ни для кого не секрет, что качественная медицина доступна в основном для жителей городов. Я езжу по стране, и видел немало свидетельств этому. Минздрав обещает сделать медицину доступной для сельских жителей, где бы они ни проживали. Учитывая, что условия жизни там зачастую хуже, и при низком уровне медицины ниже и уровень здоровья сельских жителей. Например, обещают в текущем году внедрить пакеты профилактических осмотров для сельского населения, на первом этапе – на базе сельских медпунктов. Надеюсь, эта задача будет решаться - вопрос действительно жизненно важный.
Неоднократно поднимал я и вопросы материнской и младенческой смертности, направлял множество запросов в министерство, на всех уровнях выступал о проблеме, которую надо срочно решать. У нас по стране показатели материнской и младенческой смертности просто катастрофические. Услышали, что планируется создание Республиканского центра «защиты плода» и соответствующих отделений в областных перинатальных центрах.
К сожалению, не был освещен вопрос реализации поручения Главы государства по централизации оснащения медицинским оборудованием, а ведь это немалая составляющая качества оказания медицинской помощи, не затронуты вопросы амбулаторного лекарственного обеспечения, деятельность СК-Фармации и другие. На эти темы вынужден буду обратиться с депутатским запросом.
Немало был удивлен ответом Министра на вопрос по упрощению требований к органу аккредитации. В настоящее время медицинские организации для признания соответствия оказываемых ими медицинских услуг установленным требованиям и стандартам в области здравоохранения проходят аккредитацию
При этом проводить и давать такую оценку вправе только высокопрофессиональная организация – орган по аккредитации медицинских организаций (приказ МЗ от 21 декабря 2020 года № ҚР ДСМ-299/2020). Получить такое право может не каждый, а лишь организация, подтвердившая способность и возможность проводить такую аккредитацию.
А именно - наличие международного сертификата ISQua (признанная ВОЗ организация). В настоящее время Министерством здравоохранения инициируется исключение этого важного требования, с целью размножить количество субъектов, которые могут оказывать такие услуги. Вместо того чтоб стимулировать их получать такой международный сертификат. Причины понятны - услуга по аккредитации во всем мире является добровольной и проводится на платной основе, и это делает ее привлекательным рынком. Отсюда скрытый интерес и корыстная мотивация заработать деньги на оказании услуг по аккредитации.
Но нежелание достигать такого уровня качества не освобождает нас ответственности защищать интересы пациентов. Главный риск принятия приказа МЗ в предлагаемой редакции – это снижение качества медицинской помощи и безопасности пациента.