Жанбыршин
Едил
Терекбайулы

Председатель Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Выступление на расширенном тематическом заседании Комитета «О перспективах развития нефте- и газохимии Республики Казахстан»

(перевод) Выступление депутата Е. Т. Джанбыршина

Отзывы и рекомендации по развитию нефтегазохимического комплекса в Казахстане

Ввод в эксплуатацию нефтегазохимических заводов Казахстана снизит сырьевую зависимость страны, приведет к дальнейшей диверсификации нефтегазового комплекса, приведет к структурным изменениям экономики и позволит выйти на новый этап индустриального развития.

Реализация этих заводов была непростой. Их проектирование, строительство и освоение требуют законодательных изменений, финансирования, сырьевого обеспечения, сбыта продукции на рынок, обеспечения экологической и производственной безопасности.

Хочу огласить три важных вопроса, которые касаются данного проекта.

Первое. Сейчас специалисты считают, что неправильно ориентироваться только на крупнотоннажные пластмассы. Полиэтилен и полипропилен это базовый простой продукт с минимальной добавленной стоимостью. Раньше на рынке этих продуктов было мало, это был простой способ монетизировать сырье и получить некоторую прибыль. Но сейчас это время прошло. Почему?

С 2014 по 2020 годы Россия, Узбекистан, Туркменистан и Азербайджан увеличили выпуск полиэтилена более чем в два раза. К 2030 году производство базовых полимеров в России достигнет 11,4 млн. тонн, то есть вырастет в 2,4 раза. По данным агентства S&P Global Platts, Китай, Малайзия, Корея в 2020-2021 годах запустили и планируют запустить мощности по производству пропилена мощностью 6 млн. тонн в год. Словом, объемы базовых полимеров увеличиваются, рынок сбыта ограничивается, цены на них снижаются, прибыль падает меньше, соответственно уменьшается налог на поступление в казну страны.

Что делать? Для этого производится переработка базовых полимеров на 3-м и 4-м уровнях и выпуск товаров, необходимых для общепотребляющих и других отраслей. То есть необходимо сформировать нефтегазохимический кластер в стране. Его развитие опирается на науку и инновации. На научные работы в первую очередь необходимо привлекать отечественные научно-исследовательские институты и университеты и предоставлять им целевые гранты за счет 1% средств, выделяемых недропользователями.

Второе. На эти проекты необходимо более 10 тысяч квалифицированных специалистов при строительных работах и 1,5 тысячи при выходе заводов в эксплуатацию. Без этого безопасная работа заводов невозможна. Сегодня идет системная подготовка кадров? Сколько людей, какие специальности, где, кто обучает? Есть ли готовая оборудованная учебная база? Вопросов очень много! Главное, чтобы к работе были привлечены граждане Казахстана, в том числе из Атырауской, Актюбинской, Западно-Казахстанской, Мангистауской областей, было бы выгодно привлекать рабочую силу.

Третье. Основной проектируемый нефтегазохимический комплекс планируется построить в специальной экономической зоне «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырау. Очевидно, что это повлияет на экологическую обстановку города в будущем. Согласно официальной статистике, по показателю выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников на душу населения Атырауская область занимает 3 место в стране. Показатель смертности населения города области от респираторных заболеваний в 2019 году по сравнению с 2015 годом увеличился на 21%. Этот показатель увеличился на 22% по сравнению с 2018 и 2019 годами, когда был запланирован еще один проект в г.Шымкент.

На каком уровне происходит совместное негативное воздействие на окружающую среду вредных веществ, исходящих из уже существующих с проектируемыми заводами производственных объектов? Что на это скажет Министерство экологии?

Еще один важный вопрос. Какова будет сумма ущерба населению и производству, инфраструктуре городов, если на этих заводах произошла чрезвычайная техногенная катастрофа? Занимается ли МЧС заранее оценкой такой ситуации?

С учетом вышеизложенных вопросов предлагаются следующие рекомендации:

1. Правительству Республики Казахстан обеспечить эффективное взаимодействие и координацию совместной работы отраслевых министерств, предприятий, университетов и научных организаций для определения целей и задач научно-исследовательских работ в области нефтегазохимии в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.

2. Министерству энергетики и Министерству образования и науки Республики Казахстан предусмотреть выделение не менее одной трети средств, предусмотренных Законом Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» на научно-исследовательские опытно-конструкторские работы, в виде целевых грантов на научные исследования в нефтегазохимической отрасли.

3. Министерству энергетики и Министерству образования и науки рассмотреть возможность открытия специального научно-исследовательского нефтегазохимического центра при НАО «Атырауский нефтегазовый университет» имени Сафи Утебаева.

4. Министерству образования и науки предусмотреть увеличение количества государственных грантов на специальности нефтегазохимической отрасли.

5. Министерству энергетики и Министерству образования и науки принять меры, обеспечивающие трудоустройство казахстанских кадров, обучившихся за счет государственного гранта и землепользователей и окончивших нефтегазохимические специальности.

6. Министерствам энергетики, труда и социальной защиты населения провести работу по выявлению дефицита и их количества, необходимых для нефтегазохимического комплекса, строящегося в Казахстане.

7. Министерствам энергетики, труда и социальной защиты населения, образования и науки и акиматам Атырауской и Мангистауской областей предусмотреть в городах Атырау и Актау открытие учебных центров повышения квалификации и переподготовки рабочих специалистов и инженерно-технических работников.

8. Министерство экологии, геологии и природных ресурсов:

-провести исследовательские работы для предварительной оценки совместного воздействия вредных веществ, исходящих от проектируемых заводов и других действующих производств, на экологию близлежащих городов.

- следить за внедрением в проекты лучших чистых технологий и требовать от заводов установки специальных установок для отслеживания вредных веществ в режиме онлайн.

9. Министерству по чрезвычайным ситуациям разработать план эвакуации, используемый в случае возникновения аварийных ситуаций на заводах, и произвести расчет предполагаемых затрат.