Жанбыршин
Едил
Терекбайулы

Председатель Комитета по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента Республики Казахстан
VIII созыва

Обращение к депутату
Депутатский запрос на имя Премьер-Министра Республики Казахстан Смаилову А.А.

Премьер-Министру

Республики Казахстан

Смаилову А.А.

На заседании Мажилиса 11 января т. г. Глава государства поручил Правительству пересмотреть порядок расчетов в части накопления утилизационного сбора и рассмотреть государственного оператора вместо частного учреждения.

Завышенная оценка утилизационного сбора и непрозрачная деятельность оператора, один из вопросов, который неоднократно поднимался депутатами и один из самых чувствительных вопросов для жителей. В начале января, на мирных митингах в Мангистау, население также требовало упорядочить утилизационный сбор.

За последние пять лет покупатели автомобилей и сельскохозяйственной техники, в зависимости от назначения и модели приобретаемой техники, заплатили частному оператору утилизационный сбор от 400 тысяч до 13 миллионов тенге.

Результат такого «шантажа» закона привел к удорожанию автомобилей в стране. С 2015 по 2021 год цены на новые автомобили выросли почти в два раза. Из-за этого выросли цены и на старые автомобили.

 Разница в цене с соседними странами позволила активно ввозить в страну иномарки без регистрации. В Казахстан въехало более 200 тысяч автомобилей с иностранными номерами, многие из которых устарели, а некоторые даже являются криминальным имуществом. Также с июня 2021 года предусмотрен 5% утилизационный сбор на стоимость кабельной и проволочной продукции.

Поручение Президента по этим вопросам было воспринято народом с большим энтузиазмом. Но сегодня мы видим, что задачи выполняются по-другому.

На портале открытых нормативно-правовых актов размещен проект Постановления, предусматривающий немедленную передачу прав частного оператора государственному акционерному обществу «Жасыл Даму».

Согласно этому проекту Постановления, прозрачность процесса активного сбора денег частным оператором в течение пяти лет, похоже, будет забыта.

В целом о финансах от сбора утилиты говорят разные цифры. По информации частного оператора в средствах массовой информации с 2016 года по сентябрь 2021 года поступления составили более 600 млрд. тенге.

Куда ушли эти огромные средства? О нем нет подробностей. Вместо результатов независимого аудита мы получаем информацию из Экологического кодекса о том, почему частный оператор должен тратить деньги.

По данным, полученным из открытых источников, 300 млрд. тенге переданы на стимулирование автопрома и производителей сельскохозяйственной техники, 30 млрд. тенге выплачены населению, сдавшему старые автомобили, 29 млрд. направлено на комплектование и утилизацию старой техники, а куда делись 181 млрд. неизвестно! Тогда только 10% всех собранных средств направлены на утилизацию?!

Кроме того, судьба активов частного оператора неясна по проекту Постановления. Ведь в проекте Постановления говорится только о переводе доли в уставном капитале, а о переводе денег с текущего счета ни слова.

Вызывает вопросы и неожиданное заявление Министерство экологии о том, что утилизационный сбор начал принимать новый оператор. Так как проект Постановления будет обсуждаться до 1 февраля текущего года и остается неясным, будет ли он окончательно принят.

Вопрос о возобновлении утилизационного сбора остается открытым. Сегодня речь идет о базовой ставке, а получаемые суммы, в основном, манипулируются коэффициентами.

Зачем развивать производство транспорта за счет утилизационных сбережений от населения? Сам бизнес не инвестирует? Утилизационный сбор не стоит использовать только для обеззараживания старой техники?

Сейчас создана рабочая группа по утилизационному сбору, идет обсуждение. Но четность разных сторон не соблюдена. Министерства все больше вовлекают в этот процесс лоббистов автопроизводителей.

С учетом вышеизложенных вопросов необходимо реализовать следующие меры:

В связи с вышеизложенным, принять конкретные решения, ответить в сроки, указанные в законодательстве.

Члены Фракции партии «NurOtan»