The website color
Distance between letter distance
Images
23.06.2016

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О ВВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НАЦКОМПАНИЙ И ГОСПРЕДПРИЯТИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК


ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС ПРЕМЬЕР-МИНИСТРУ: О ВВЕДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ И УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НАЦКОМПАНИЙ И ГОСПРЕДПРИЯТИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

 

Астана, 23 июня, Дом Мажилиса. На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Азат Перуашев:

«Согласно Антикоррупционной стратегии РК на 2015–2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года, опасность коррупции в квазигосударственном секторе сопоставима с ее масштабами в государственном секторе.

В 2015 году общая сумма госзакупок составила 1,6 трлн. тенге, а сумма выявленных нарушений (согласно Отчету Правительства об исполнении бюджета за 2015 г.) составила 44,6 млрд. тенге, т.е. около 3%.

За эти действия к дисциплинарной ответственности привлечены 723 должностных лица, на 181 лицо наложены административные взыскания на сумму более 28 млрд. тенге.

В то же время, необходимо отметить, что в квазигосударственном секторе (куда входят многочисленные РГП, КГП, холдинги «Самрук-Казына», «КазАгро» и холдинга «Байтерек», «Кәсіпқор» недропользователи с государственным участием, всего на 1 января 2016 года - 403 юрлица), объем закупок по некоторым оценкам в 6 – 8 раз превышает государственные закупки.

Если принять за ориентир уровень нарушений в 3% от общей суммы закупок (как при госзакупках), то здесь объёмы нарушений могут исчисляться сотнями миллиардов. Но ответственности при этом, как выясняется, никакой.

Например, при объеме закупок в фонде "Самрук-Казына" 3,5 трлн. тенге в 2015 году, за нарушения были наказаны 255 должностных лиц. То есть, при объёме закупок в 2 раза больше чем в госзакупках, число привлечённых к ответственности в 3 раза меньше.

Можно ли говорить при этом, что в нацкомпаниях в 3 раза меньше берут, чем в госорганах? У нас есть большие сомнения на это счёт.

Что касается наказаний, то они вообще поражают своей лояльностью: 3 человека понижены в должности, 13 сотрудникам снижены премии (т.е. премии за банальное воровство всё-таки выплачены, хотя и ниже чем другим), а 89 лиц получили выговоры. Остальным даже выговор не стали объявлять, отделались замечаниями и предупреждениями.

Ни одного административного, а тем более уголовного дела не заведено, ни одного проворовавшегося  "бизнесмена" от государства не обязали вернуть похищенные народные средства.

Между тем, именно через закупки квазигоссектора происходит хищение государственных средств и их вывод в оффшорные зоны, о чем неоднократно говорили депутаты фракции "Ак жол" в предыдущих запросах и выступлениях от 6 ноября 2013 г., 12 марта и 24 июня 2014 г. и т.д.

Буквально на прошлой неделе, при обсуждении Отчётов Правительства и Счётного комитета об исполнении бюджета за 2015 г. наши коллеги из фракции «Нур Отан» О.Оксикбаев, Н.Сабильянов и другие приводили конкретные примеры злоупотреблений государственными средствами в холдингах "Байтерек", "КазАгро", том же фонде "Самрук-Казына", повторять которые не имеет смысла. Часть из них касается именно нарушений при заключении договоров и иных процедур закупок.

При этом есть все основания предполагать, что фактические нарушения носят  еще более масштабный характер.

Бизнес-сообщество уже в открытую говорит о формировании системы корпоративной коррупции, когда участниками коррупционных схем выступают не государственные служащие, а должностные лица квазигосударственного сектора.

Полагаем, что причиной такой ситуации служит тот факт, что в отличие от государственных закупок, регулирование закупочных процедур в квазигосударственном секторе определяется не Законом, а лишь правилами самих холдингов и компаний.

На неоднократные требования депутатов фракции "Ак жол" от 11 февраля, 26 февраля и 11 ноября 2015 г., разработать закон "О закупках", регулирующий аналогичные процедуры для национальных компаний и предприятий с участием государства, Правительство дважды ответило отказом.

Тем самым, исполнительная власть санкционировала безнаказанность и вольное распоряжение государственными деньгами в данной сфере.

Прямым эффектом такого отношения, помимо хищений и вымогательств, стало неоправданное разрастание госпредприятий и выдавливание частного бизнеса из многих секторов экономики.

Кроме того, отсутствие указанного Закона приводит и к занижению данных и сокрытию реальных масштабов корпоративной коррупции, недооценке её паразитарного влияния на экономику и бюджет.

Партия "Ак жол" считает такой подход совершенно недопустимым, поскольку предприятия квазигосударственного сектора распоряжаются государственными средствами, доверенными им обществом для решения задач государственной экономической политики, а не для личного обогащения.

В этой связи, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит рассмотреть вопрос если не о разработке закона о закупках в государственном секторе экономики, то хотя бы о введении административной и уголовной ответственности должностных лиц нацкомпаний и госпредприятий за нарушения в сфере закупок путем внесения соответствующих дополнений в Административный и Уголовный кодексы Республики Казахстан. 

 

Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса М.Казбекова, Е.Барлыбаев, К.Абсатиров, Е.Никитинская, Б.Дюсембинов, Д.Еспаева.

 

(Сауле Бапакова – 74-63-05. Фото Сайлау Майлыбаева. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

 

 

 

 


Using of any information is acceptable in case of indicating the link to the official website of the Mazhilis of Parliament of the Republic of Kazakhstan