The website color
Distance between letter distance
Images
09.11.2011

Депутатский запрос Премьер-министру и председателю Нацбанка: из названия нашей пенсионной системы можно с полным правом убрать слово «накопительная»


Депутатский запрос Премьер-министру и председателю Нацбанка: из названия нашей пенсионной системы можно с полным правом убрать слово «накопительная»

 

Астана, 9 ноября, Дом Мажилиса. На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К., председателю Национального банка РК Марченко Г.А. обратился депутат Аманжан Жамалов:

 

«Накопительная пенсионная система является одним из важных социальных институтов для населения и государства, задачей, которой является обеспечение достойного уровня дохода вкладчика при выходе на пенсию.

На одном из круглых столов, проходивших в Парламенте, вице-министр труда и социальной защиты привела следующие данные, которые я перепроверил. Получается следующая картина. Средняя доходность накопительных пенсионных фондов за 5 лет (сентябрь 2006 — сентябрь 2011 гг.) составляет 32,25%, тогда как накопленный уровень инфляции за 5-летний период превышает 61,59%. Это означает, что средняя доходность НПФ в данном периоде составляет 6,53 % годовых, тогда как инфляция составляет 12,3% в год. Из этого следует, что для среднего вкладчика, начавшего отчислять пенсионные взносы в 2006 году, общая сумма пенсионных накоплений в реальном выражении на 29,34% будет ниже суммы перечисленных взносов.

То есть, фактически, из названия нашей пенсионной системы можно с полным правом убрать слово «накопительная». Анализ причин такой низкой реальной доходности НПФ фондов показывает, что в этом вина не только топ-менеджмента пенсионных фондов, но есть и доля вины государственного подхода к пенсионной системе.

Хочу перечислить некоторые из них:

Первая - инфляция.

Анализ показывает, что за период 2006-2011 годы в среднем в стране сохранялась инфляция, опережающая доходность НПФ, несмотря на неоднократное повышение заработной платы и пенсий. Хотелось бы отметить, что с вступлением в действие с 1 января 2012 года Единого экономического пространства, Правительству и, в первую очередь, Нацбанку будет намного сложнее удерживать уровень инфляции в заявленном в 2012 – 2014 годах коридоре в 6,0 – 8,0 %, особенно учитывая галопирующую инфляцию, которую мы наблюдаем сегодня в Беларуси и достаточно сложную, можно сказать, перегретую ситуацию в экономике России, где уровень инфляции сдерживается лишь политической волей руководства, связанной с предстоящими выборами, а не экономической реальностью. В этой ситуации Казахстану угрожает импорт инфляции, против которой в рамках ЕЭП уже сегодня необходимо выработать механизмы противостояния. Эта инфляция негативно скажется на населении, в том числе систематическом уменьшении пенсионных накоплений вкладчиков, потребительской способности населения и, в первую очередь, пенсионерах, получающих пенсии.  

Вторая причина - низкая доходность финансовых инструментов Республики Казахстан.

Чрезмерная концентрация инвестиций НПФ на узком локальном рынке, причиной которой является действующее законодательство, привела к снижению доходности отечественных финансовых инструментов, в том числе государственных ценных бумаг Республики Казахстан. Так, на данный момент в среднем по системе 77,16% пенсионных активов инвестируются именно внутри Казахстана, при этом 40,8 % это ГЦБ РК. На внешние рынки приходится всего 16,38 % пенсионных активов, 5,38 % из которых это ГЦБ иностранных государств и международных финансовых организаций.

К такому, прямо скажем, малодоходному распределению наших вкладов пенсионными фондами привело существующее правительственное регулирование. Одним из требований которого является требование регулятора по минимальной доле ГЦБ РК до 50%, которое существует на протяжении всего периода действия НПС в Казахстане, за исключением 2007-2008 годов;

Третья причина - низкое предложение Правительством Казахстана ГЦБ с привязкой к инфляции. Таких ценных бумаг Правительство выпускает всего два вида - МЕУЖКАМ и МУИКАМ. Из всех ГЦБ, выпускаемых Министерством финансов, к инфляции привязаны только 22,73%, но спрос на них в 10-15 раз превышает предложение. Фактически, за эти бумаги идет постоянная драка, в которой участвуют и банки второго уровня. А если учесть объемы, с которыми банки выходят на аукционы, то у пенсионных фондов нет никаких шансов получить эти бумаги.

Доходность остальных ГЦБ существенно ниже инфляции и варьируются в следующих пределах на краткосрочные ноты (от 3 мес. до 1 года) от 1 % – 1.75%, на среднесрочные МЕОКАМ (от 2 до 5 лет) от 2% - 3,25%, на долгосрочные МЕУКАМ (от 7 до 15 лет) от 4 % -  5,5%. Возникает вопрос, почему доходность по ГЦБ РК ниже уровня инфляции?  И вообще, учитывая уровень дефицита бюджета, который мы закладываем, создается впечатление, что Министерству финансов не нужны деньги. Исходя из экономических целей, может быть это и правильно, хотя и весьма спорно. Если оставить в стороне другие вопросы, связанные с этим, для пенсионной системы страны с  точки зрения решения социальных задач не достигается основная цель – обеспечение высокой реальной доходности накоплений вкладчиков. Если предположить, что Министерство финансов будет осуществлять  выпуск ценных бумаг выше уровня инфляции, то конечно государство будет нести расходы, но при этом с рынка ушла бы избыточная ликвидность денег, которая всегда давит и провоцирует высокий уровень инфляции. С другой стороны, НПФ легче было бы покрывать для своих вкладчиков ту же самую инфляцию, ведь в текущей ситуации пенсионные фонды не обеспечивают доходность пенсионных накоплений, покрывающий уровень инфляции, причиной которой является, в том числе, инвестирование пенсионных активов вкладчиков в ГЦБ РК с низкой доходностью. В этой связи,  государство в любом случае в будущем понесет эти расходы из-за имеющейся законодательной гарантии сохранности пенсионных накоплений.  Таким образом, НПФ оказываются в такой ситуации, когда в отсутствии надежных высокодоходных финансовых инструментов и наличии существующих требований законодательства РК не могут обеспечить нормальную доходность накоплений вкладчиков.

В связи с изложенным, предлагаю:

1)            увеличить выпуск ГЦБ РК, привязанных к инфляции;

2)            предусмотреть выпуск ГЦБ РК с доходностью выше уровня инфляции.

Ответ прошу дать в письменном виде в установленные сроки».

 

 

(Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, 74-63-05. Фото Сайлау Майлыбаева. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

 

 


Using of any information is acceptable in case of indicating the link to the official website of the Mazhilis of Parliament of the Republic of Kazakhstan