The website color
Distance between letter distance
Images
25.05.2015

ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС В МАЖИЛИСЕ: «О РАЗВИТИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»


ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ЧАС В МАЖИЛИСЕ: «О РАЗВИТИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

 

Астана, 25 мая, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты, руководителя парламентской фракции партии «Нур Отан» Дариги Назарбаевой состоялся Правительственный час.

Министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев доложил парламентариям о развитии легкой промышленности.

Открывая Правчас, Заместитель Председателя Мажилиса Дарига Назарбаева сообщила, что в Казахстане 80% импортируемой продукции в легкой промышленности не сертифицировано и плохого качества. При этом со стороны государства сегодня нет надлежащего контроля за качеством ввозимой продукции из-за рубежа.

По словам Д.Назарбаевой, за все эти годы, после кризиса 90-х годов, легкая промышленность очень многое потеряла. Хотя во времена СССР казахстанские предприятия-гиганты обеспечивали практически весь Советский союз.

- После того, как экономические связи были разорваны, а рынок сбыта утерян, сейчас, конечно, очень тяжело восстанавливается наша отечественная легкая промышленность. И статистика на сегодня не столь утешительная. Импорт на сегодня превышает экспорт в 12 раз и составляет примерно 2,2 млрд. долларов в год, - заявила Д.Назарбаева.

Из-за этого, по мнению вице-спикера Мажилиса, у казахстанцев не сохранилась привычка искать среди большого количества товаров, которые предлагают нам сегодня розничная торговля, продукцию наших отечественных производителей.

Выступая перед парламентариями, министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев отметил (тезисы):

Легкая промышленность – это комплексная отрасль, объединяющая в себе большое количество подотраслей, среди которых можно выделить основные: текстильная (доля 49%), швейная (42%), обувная (9%).

Из 756 действующих предприятий свыше 90% составляют средние и малые предприятия (18 крупных, 57 средних).

В 2014 году доля легкой промышленности в объеме промышленного производства составила 0,34%  (в 2008 -0,2%).

Доля легкой промышленности в структуре обрабатывающей промышленности в 2014 года составила 1,11% (2008 -0,82%).

По итогам 2014 года ИФО легкой промышленности составил 103,4% (план – 101,2%), в том числе ИФОтекстильных изделий– 101,4%, одежды– 105,6%, продукции кожаной и относящейся к ней продукции – 108,6%.

Увеличение произошло в основном за счет текстильных готовых изделий и одежды.

ВДС отрасли в 2014 года составила 27,9 млрд. тенге (2008 – 24,0 млрд. тг).

В 2014 году по сравнению с 2013 годом производительность труда в отрасли сократилась c 8,9 тыс. долл./чел до 8,4 тыс. долл./чел. Сокращение связано с проведенной девальвацией в 2014 году.

В 2014 году объем экспорта продукции легкой промышленности из РК составил 175,9 млн. долл., из них 55,6%– текстильные изделия.

Объем импорта продукции легкой промышленности в РК в 2014 году составил 2 234,5 млн. долл., что в 12,7 раз превышает объемы экспорта.

Для развития текстильной отрасли в рамках кластерной инициативы Указом Президента Республики Казахстан от 6 июля 2005 года № 1605 создана Специальная экономическая зона «Оңтүстік», основной целью которой являлось создание условий для развития текстильной и швейной промышленности и создание предпосылок для перехода к производству конкурентоспособных товаров с высокой добавленной стоимостью.

По итогам 2014 года на СЭЗ реализовано 8 проектов, с общей суммой инвестиций 22 млрд. тенге, объем производства составил 6,2 млрд. тенге, создано полторы тысячи рабочих мест. Кроме того, на территории СЭЗ на различных стадиях реализации находятся более 10 проектов с общим объемом инвестиций 89,3 млрд. тенге. В 2015 году планируется ввести в эксплуатацию 2 проекта общей стоимостью 4,4 млрд. тенге с созданием 370 рабочих мест.

Акимат ЮКО прорабатывает вопрос по привлечению профессиональной иностранной компании для управления этой зоной. Для нее будут определены конкретные индикаторы – количество привлеченных инвесторов, количество созданных рабочих мест, новых проектов, объемы производства и т.д.

В начале текущего года акимат подписал меморандум с турецкой компанией «Шэмрок».

Кроме того, до конца т.г. АО «KaznexInvest» планирует внедрить разработаную совместно с сингапурской компанией «Джуронг» новую модель управления СЭЗ.

Таким образом  работа СЭЗ будет  соответствовать требованиям  международных стандартов.

Необходимо отметить слаженную работу АО «НУХ «Байтерек», которая благодаря вхождению в капитал компании «Textiles.kz» (АО «Меланж», АО «Ютекс») запустило после длительного простоя предприятия в  СЭЗ «Оңтүстік» в конце прошлого года. В первом  квартале 2015 года произведено текстильных изделий на сумму более 5,9 млрд. тенге (2014 г.- 5,1 млн. тенге), индекс физического объема к 2014 году составил 112,3%. Планируется к концу года выйти на полную мощность и создать дополнительно рабочие места до 2,0 тыс. человек.

Надеемся, что аналогичная практика реализуется в решении выхода на полную мощность ТОО «Семипалатинского кожевенно-мехового комбината», временно перерабатывающего давальческое сырье загруженностью не более 5%.

В рамках первой пятилетки индустриализации легкая промышленность получила возможность устойчивого развития отрасли. Была принята Программа развития легкой промышленности на 2010-2014 годы, за годы реализации которой объем производства продукции удалось увеличить более чем в 2 раза (65,8 млрд. тенге в 2014 годук 27,5 млрд. тенге в 2008 году).

В рамках программы «Даму-Өндіріс» для поддержки субъектов частного предпринимательства, занятых в сфере обрабатывающей промышленности, профинансировано 109 проектов легкой промышленности на сумму 422,9 млн. тенге.

В 2009 и 2010 годах наблюдался резкий всплеск инвестиций. Однако в последующие годы произошло снижение. Анализ показал, что снижение произошло из-за отсутствия каких-либо налоговых или тарифно-регулирующих мер  защиты отечественных производителей. Например, в республике в других отраслях предусмотрены льготы на перевозку ж/д транспортом, на электроэнергию, льготное кредитование при покупку автомобилей и т.д. В отрасли отечественной  легкой промышленности отсутствуют какие-либо преференции и льготы.

Практика успешных стран развития легкой промышленности показывает, что только государственная поддержка в виде субсидий, налоговых льгот, институциональная поддержка кредитами позволяют  выпускать конкурентоспособную продукцию и выходить на внешние рынки.

Уважаемые депутаты! Все вы знаете, что Глава государства особое внимание уделяет вопросу обеспечения качества, безопасности и доступности продукции и услуг для детей и семей с детьми.  

Анализ состояния обеспеченности населения  отечественными товарами для детей, проведенный «Казахстанской ассоциацией индустрии детских товаров», показал, что ввиду отсутствия собственных производств практически весь казахстанский рынок представлен импортом. Около 45% всего импорта детских товаров (одежда, обувь) представлены контрафактной продукцией.

Ввиду того, что отрасль детских товаров  является мощным инструментом  воспитания, формирует физическое и психическое здоровье детей, во многих странах ее относят к категориям стратегических. К примеру, в России в 2013 годуутверждена «Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года».

В последние годы наблюдается всплеск различных аллергических заболеваний у детей. Источниками заболеваний также могут служить некачественная контрафактная продукция детского ассортимента, ввозимая из соседних государств.  Считаем, необходимо  усилить контроль за качеством и безопасностью импортируемых детских товаров.

Особую тревогу вызывает  качество обеспечения школьной формой. Хотя отечественные производители в состоянии полностью обеспечить школьной формой всех учащихся  и увеличить налоговые поступления в местный бюджет, победители тендеров в основном размещают заказы в Китае или Турции. Объем рынка школьной формы ежегодно более 30,0 млрд. тенге. Поэтому, считаем необходимо проработать вопрос института школьной формы отечественного производства. Из-за размещения заказов за рубежом казна ежегодно недополучает налоги в виде НДС – более 4,0 млрд. тенге.

Также необходимо принять меры защиты внутреннего рынка от потока дешевого и некачественного ширпотреба и «Шоковой терапии» отрасли легкой промышленности в результате присоединения Киргизии в ЕАЭС в ближайшее время.

Для выработки механизмов  стимулирования отечественных товаропроизводителей, усиления контроля за безопасностью и качеством реализуемых товаров, а также снижения контрафактных товаров теневого оборота и во исполнение поручения Главы государства разработаны и утверждены приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан   «Комплексный план  по развитию легкой промышленности на 2015-2019 годы» (от 13 октября 2014 года) и «План мероприятий по развитию индустрии детских товаров в Республике Казахстан на 2015 год» (от 25 ноября 2014 года).

Для обеспечения устойчивого развития отрасли и порогового уровня экономической безопасности 30% необходимо:

- в текстильной промышленности - увеличение объемов переработки хлопко-волокна с 10,0 тыс.  до 50,0 тыс. тонн ежегодно;

- в производстве кожаной и относящейся к ней продукции- увеличение переработки до 700 млн. кв. дм. т.е. до 70% от ежегодного  объема шкур КРС;

- довести объем  первичной переработки  шерсти до 25,0 тыс. тонн ежегодно за счет ввода новых мощностей.

Несмотря на имеющиеся трудности, благодаря принятым мерам государственной поддержки, отрасль стабилизировалась и имеет положительный тренд развития.

Функционируют предприятия, деятельность которых может служить примером для подражания.

Такие как, компания Казахстан Текстилайн с брендом детской одежды «Mimioriki», Каз СПО-N - спортивная одежда для детей и взрослых «Zibroo», Семирамида - головные уборы «LadyLike». Компания South Textiline KZ, которая даже в кризисное время работает при постоянной загрузке и выпускает х/б пряжу и ткани. С продукцией некоторых из них вы смогли ознакомиться  в вестибюле на выставке и оценить  превосходное качество отечественной продукции.

На постоянной основе отечественные производители принимают участие в зарубежных выставках-ярмарках, результатом которых явилось заключение договоров на поставку казахстанских товаров:

- ТОО «Алматинский кожевенный завод» с АО «Можелит» (Беларусь);

- ТОО «Куат ЛТД» ОАО «Смиловичская валяльно-войлочная фабрика» (Беларусь);

- ТОО «Каз СПО-N» поставку спортивной и горнолыжной одежды под брендом «ZIBROO» в 10 регионов России.

Однако для устойчивого развития отечественного «Fashionretail», узнаваемости и признания продукции легкой промышленности  как на внутреннем, так и на внешнем рынках необходимо разработать стратегию развития швейных предприятий с собственными брендами «QazBrands».

Успешный пример развития отрасли легкой промышленности Турции показывает, что государственная поддержка национальных брендов позволила создать высокий имидж товаров на внутреннем рынке, создать мировую известность турецких брендов и увеличить рост производства в 2 раза в течение 5 лет.

Уважаемые депутаты! Сегодня обсуждается проблема, которая близка и понятна всем. Уверен, что в результате откровенного обсуждения существующих проблем, на основе ваших предложений будут выработаны рекомендации, которые позволят вывести отрасль на новый уровень его развития и благодаря динамичному взаимодействию между государственными органами, крупными и малыми компаниями, наукой, финансовыми структурами на основе отраслевых  стратегий, реализуемых, прежде всего, на региональном уровне, будет обеспечена устойчивость развития отрасли.

 

***

После содоклада председателя Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултана Аимбетова (см.www.parlam.kz), ответов министра на депутатские вопросы и выступлений парламентариев заключительным словом Правительственный час завершила вице-спикер Мажилиса Дарига Назарбаева, которая отметила, что на сегодня из 100% потребностей внутреннего рынка товарами отечественного производства обеспечено только 8%. Это, по словам вице-спикера Мажилиса, говорит о том, что на сегодня все программы в области развития легкой промышленности до конца не проработаны, они слабы, не просчитаны и не учитывают реалии и возможности отечественного рынка.

- Та программа, которая на сегодня уже принята, может нужно ее еще раз качественно просмотреть и сделать четкие целевые индикаторы, чтобы можно было завтра проверить, и чтобы был спрос с людей, которые берут на себя ответственность за реализацию данной Программы, - заявила, вице-спикер, подводя итоги обсуждения.

***

В рамках Правительственного часа выступила и генеральный директор ТОО «Mimioriki» Инна Апенко.

По итогам Правчаса парламентарии с учетом депутатских замечаний и предложений приняли соответствующие Рекомендации.

Открытию Правительственного часа в Мажилисе предшествовала развернутая Министерством выставка.

(Сауле Бапакова – 74-63-05. Фото Сайлау Майлыбаева. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)

 

 

 


Using of any information is acceptable in case of indicating the link to the official website of the Mazhilis of Parliament of the Republic of Kazakhstan