The website color
Distance between letter distance
Images
25.05.2016

ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МОН: ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - ОТМЕЧАЕТСЯ ПОПЫТКА ПЕРЕПИСЫВАНИЯ


ДЕПУТАТСКИЙ ЗАПРОС МОН: ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ - ОТМЕЧАЕТСЯ ПОПЫТКА ПЕРЕПИСЫВАНИЯ

 

Астана, 25 мая, Дом Мажилиса. На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к министру образования и науки РК Сагадиеву Е.К. обратился депутат Парламента Жамбыл Ахметбеков:

«Недопустимость искажения исторической правды о Великой Отечественной войне, необходимость ее тщательного и всестороннего изучения, а также роль Великой Победы как объединяющей ценности для всех народов и стран евразийского пространства широко обсуждается в обществе. Государством ставятся задачи «сформировать гражданскую позицию молодого поколения, ответственного перед своей Отчизной и народом:  воспитывать чувство патриотизма, активную гражданскую позицию, уважение к истории и культуре казахского народа, а также других народов, проживающих в Казахстане».

Но в настоящее время в общеобразовательных школах при изучении истории Великой Отечественной войны отмечается попытка переписывания истории, подмены исторических фактов, что ведется в русле усиливающейся с каждым годом антикоммунистической пропаганды. В чем здесь причина и какая ставится цель в данном случае? Обвинять в этом учительские кадры недопустимо, причина кроется в другом.

Типовая учебная программа по предмету «Всемирная история» для 6-9 классов уровня основного среднего образования, утвержденная приказом министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115 выделяет на изучение такой темы как «Вторая мировая война» 1 час, ровно столько же, сколько времени выделено по отдельности таким темам как «Афганистан и Иран» (1 час), «Арабские страны Азии и Африки (1 час) и т.д.

В данной программе – по теме «Вторая мировая война» – роль Советского Союза и Красной Армии отражена буквально в трёх словах – «Нападение Германии на СССР», что поставлено на один уровень с обозначением другого факта – «Военные действия на Балканах, Северной Африке». Одновременно, в разделах программы не отражена ни одна битва на советско-германском фронте (ни Московская, ни Сталинградская, ни Курская), но зато поочередно выделяется целая череда других военных событий – «Странная война», «Перл-Харбор и вступление в войну США», «Открытие второго фронта в Европе». И как здесь должны авторы учебников, учитель на уроке истории суметь выделить – кто сыграл главную, решающую роль в разгроме фашизма – советский солдат (освободивший от ненавистного врага не только свою землю но и всю Европу) или англо-французские войска,в так называемой «Странной войне» в начале Второй мировой войны и Северной Африке в год коренного перелома или американский десант в Италии и Франции на завершающей стадии Второй мировой войны?! Что и говорить, если в программе даже не упоминается основополагающее понятие – Великая Отечественная война, такой темы просто нет, что вызывает недоумение и непонимание всех учителей истории.

Типовая учебная программа по предмету «Всемирная история» для 10-11 классов (общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений уровня общего среднего образования) на изучение темы «Вторая мировая война» выделяет соответственно по профилю 4 часа и 2 часа. Конечно, составители регламентированы общим количеством часов на изучение «всемирной истории» в школе, только вот почему одновременно таким темам, как, например, «Страны Тропической и Южной Африки», тоже выделяется 2 часа от первой до второй мировых войн. Причём, для учеников естественно-математического направлений уровня общего среднего образования изучение Второй мировой войны сократили в два раза, а вот «Страны Тропической и Южной Африки» оставили в прежнем объёме 2 часа. Несоразмерно получается, с какой стороны не подойти. Подобный географический, чисто страноведческий принцип распределения тем и часов по всемирной истории в старших классах, типа, «всем сёстрам по серьгам», не отражает сути сложных историко-политических проблем XX века.

«Чиновники от образования» пытаются оправдаться тем, что, мол, тема Великой Отечественной войны уже отражена в истории Казахстана. Освещение истории СССР и советского общества накануне и в годы войны предлагается изучать в соответствующих темах: «Политические репрессии и депортация народов» (3 часа), «Казахстан в годы Великой Отечественной войны» (2 часа). Вот так, по степени значимости, предлагается показать взаимодействие «казахского народа, а также других народов, проживающих в Казахстане» (что ставится как одна из важных задач при изучении всемирной истории в выпускном классе). Конечно, надо показывать роль и значение того и другого исторического явления, но в данном случае явно несоразмерно выделение часов на изучение темы репрессий и темы подвига в годы войны.

Исходя из такой установки, авторы учебника «История Казахстана» для 11 классов (3-е издание, Алматы: Мектеп, 2015 г., переработанное и дополненное) два объединённых параграфа по теме «Казахстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» поместили в отдельную VIII главу с названием – «Политические репрессии и депортации народов»?! В названии учебника имеется подзаголовок – «Важнейшие периоды и научные проблемы», но объединять вот таким образом тему Великого подвига в годы Великой Отечественной войны (10 страниц) в промежутках между вводным параграфом «История Коммунистической партии Казахстана и возникновение тоталитарной системы», затем двумя параграфами «Начало политических репрессий», «Система ГУЛАГА в Казахстане» и заканчивая завершающим параграфом данной главы – «Депортация народов в Казахстан» (всего на 27 страницах, в 4-х параграфах, т.е. 4 часа). 

Таким образом, в одной общей главе теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.» оказалось в два раза меньше выделено часов, и почти в три раза меньше (по объёму текста), чем подробному рассмотрению вопроса репрессий и депортации. Такое своеобразное понимание исторических проблем вызывает у учащихся и  их родителей недоумение и прямое неприятиепместили нённые параграфытечественной войныное и дополненное.

 Кроме того, по мысли авторов учебника, деятельность коммунистов связана только с утверждением тоталитаризма, проведением политики репрессий и депортации, а вот о роли подвига коммунистов и комсомольцев в годы Великой Отечественной войны не сказано ни слова. Такая антикоммунистическая ангажированность не должна присутствовать в учебниках истории, и, тем более, что это не соответствует историческим реалиям.

Винить в данном случае учителя истории нельзя, так как календарно-тематическое планирование по истории Казахстана в 11 классе (ЕМН) он составляет  «в соответствии с учебной программой, утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 3 апреля 2013 года № 115, в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утверждённого постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080 (ГОСО РК 1.4.002-2012) и приказами министра образования и науки Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 557 и от 8 ноября 2012 года № 500 (ТУП)» (такое планирование имеется в каждой школе). Все это подтверждалось и в 2015-2016 учебном году в приложении 5 к приказу министра образования и науки Республики Казахстан от 18  июня 2015 года № 393.

Когда  Парламентская ассамблея ОБСЕ в год 70-летия начала Второй мировой войны приняла резолюцию, объявившую 23 августа  (в этот день 23 августа был подписан пакт Молотова-Риббентропа) Днём памяти жертв сталинизма и фашизма, мало кто в Казахстане обратил внимание на политический демарш Запада. Между тем, принятая резолюция полностью уравняла роль Советского Союза и нацистской Германии в развязывании Второй мировой войны. Что касается данной резолюции ОБСЕ, поставившей на одну доску истории подвиг советского воина-освободителя и преступления фашистских карателей, то это можно считать самым позорным документом послевоенной Европы.

Как же в казахстанских учебниках по «Всемирной истории» решили эту «научную проблему»? В учебниках для 10 классов (как общественно-гуманитарного, так и естественно-математического направления) началом Второй мировой войны считается не только агрессия фашистской Германии против Польши 1 сентября 1939 г., но и одновременно (цитируем) – «так называемый освободительный поход или военный захват восточных территорий Польши, Западной Украины и Западной Белоруссии». Оценивать присоединение Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР (благодаря чему Украина и Белоруссия имеет государственный статус и современную территорию) как «военный захват» представляется не историчным. Это допустимо в дискуссионных материалах на страницах газет и журналов, но только не в учебных пособиях, утверждённых МОиН РК. В данном случае необходимо избегать ярко выраженных политических оценок.

Наиболее циничным моментом этой тотальной фальсификации является то, что она развернулась при еще живых ветеранах Великой Отечественной, внуки и правнуки которых вынуждены поглощать такую «учебную продукцию». Надо понимать, что подобная «либерально-демократическая» идеология грозит разделить народы и поколения, лишить общество его важнейшей духовной составляющей – патриотизма и исторической памяти о героическом прошлом.

Просим рассмотреть данный запрос и ответить в установленном законодательством порядке».

 

Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса Г.Баймаханова, А.Конуров, В.Косарев, М. Магеррамов, И.Смирнова и Т.Сыздыков.

 

 (Сауле Бапакова – 74-63-05. Фото Сайлау Майлыбаева. Распространено Пресс-службой Аппарата Мажилиса Парламента РК)


Using of any information is acceptable in case of indicating the link to the official website of the Mazhilis of Parliament of the Republic of Kazakhstan